Тай-чи: история возникновения

Тай Чи – что это такое, история, польза и стили, основы направления

По утрам в парках и скверах Китая можно увидеть большое количество людей, занимающихся Тай-Чи. Эта гимнастика прочно вошла в культуры страны и практикуется людьми всех возрастов. Практику постепенно перенимают и представители других государств, ею активно интересуются ученые и медики всего мира.

Тай-Чи – что это?

На своей исторической родине, то есть в Китае, Тай-Чи – это метод художественной боевой гимнастики, которому присущи мягкие плавные движения тела в купе с правильным дыханием и достижением внутренней гармонии. Методику еще называют Тай Цзи, или Тайцзицюань, что можно дословно перевести с китайского как «высший предельный бокс». То есть это метод самообороны, в котором главное – это единение сознания, души и тела.

В Китае эта техника считается национальным достоянием и пользуется огромной популярностью у народа. Ее практикуют люди среднего и старшего возраста, преподают в школах и университетах. За последние несколько десятилетий этот медленный боевой танец стал очень популярен и в других странах мира среди людей разного возраста, ведь Тай-Чи нередко сравнивают с йогой по характеру движений и пользе для организма.

История Тай-Чи

Не существует единой общепризнанной версии, откуда произошла Тайцзицюань. Сами китайцы верят, что:

  1. Первый мастер Тай-Чи был некий шаолиньский монах отшельник Чжан Саньфэн Он жил в Китае в XII веке и, отрекшись от мира людей, долго наблюдал за движениями змей и аистов, плавно интегрируя их в новое боевое искусство.
  2. По другой версии основатель гимнастики – Сюй Сюаньпин, а ее история гораздо более древняя и начинается в эпоху Тан. Она вытекает из древних китайских философских и боевых техник, пересекается с гимнастикой Цигун. Многие верят, что история Тай-Чи насчитывает не одну тысячу лет.
  3. В наши дни Тайцзицюань практически не используются по своему прямому назначению, то есть для самообороны. Сейчас это больше комплекс полезных упражнений, подходящих людям всех возрастов и укрепляющих не только тело, но и гармонизирующих внутреннее пространство человека.

Польза Тай-Чи

Под пристальным вниманием врачей со всего мира китайская гимнастика Тай-Чи находится уже более 50-ти лет. За это время ученые смогли доказать конкретную пользу выполнения медленных упражнений для организма не только пожилых людей и инвалидов, но и каждого человека:

  1. Гимнастика помогает расслабиться и снять как физическое, так и эмоциональное напряжение.
  2. Тайцзи благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, укрепляя мышцы и суставы, снимая боли в спине.
  3. Этот комплекс упражнений направлен на развитие выносливости и гибкости, улучшение координации движения и равновесия.
  4. Постоянные занятия практикой тренируют сердце и сосуды. Это способствует нормализации давления и работы сердца, снижению риска инфаркта, инсульта.
  5. Некоторые ученые уверены, что Тай-Чи является отличной профилактикой болезни Альцгеймера и Паркинсона.
  6. Существуют исследования, в которых говорится об улучшении зрения и здоровья глаз после постоянных практик Тай-Чи.

Стили Тай-Чи

Разобравшись с тем, что Тай-Чи – это вид боевой художественной гимнастики, включающий в себя комплексы плавно перетекающих друг в друга упражнений, стоит отдельно выделить стили этого направления. Они сформировались за многовековую историю единоборства и подразделяются на:

  1. Чень. Это самый древний стиль, который имеет два подвида: старый и новый. В них сочетаются пять комплексов движений примерно по 83 элемента в каждом. Особенностью является направленность всех движений по спирали и возбуждение энергии Ци.
  2. Ян. Основоположником является Хэбэй Ян Лучань. Этот стиль является видоизменением методики Чень, из которой удалены активные прыжки и удары ногой, излишне сложные движения и элементы, добавлено больше плавности.
  3. Стиль У первый, отличающийся от предыдущих легкими, спокойными и расслабленными движениями, похожими на течение потока воды.
  4. Стиль У второй, основателем которого является ученик Ян Лучаня У Юйсян. Он добавил в стиль учителя строгий шаг, плавные движения сжатыми кулаками и ясные раскрытия и закрытия, сосредоточение энергии в области живота.
  5. Сунь, основателем которого является Сунь Лутан, изучавший ушу, син, цюань и багуа. В свою методику он добавил челночные движения взад-вперед. Некоторые именуют этот стиль «быстрые шаги скручивания и закручивания».

Основы Тай-Чи

Для того чтобы гимнастика Тай-Чи оказывала благотворное влияние на организм, важно соблюдать некоторые правила:

  1. Одежда для занятий должна быть легкой и комфортной, не облегающей тело.
  2. Практиковаться стоит каждый день, уделяя комплексу упражнений не менее 15-ти мин.
  3. Перед началом действий важно выполнять разминку, которая сочетается с дыхательными упражнениями.
  4. Каждый стиль имеет ряд последовательных упражнений, называемых комплексами. Каждое из них важно выполнять в строгом порядке, при этом состояние должно быть расслабленным, а взгляд устремлен вглубь своего организма.

Как научиться Тай-Чи?

Важным элементом гимнастики Тай Чень Чи и других стилей является правильное последовательное выполнение всего комплекса упражнений. При этом нужно освоить положение всех частей тела, методику дыхания и внутренний настрой. Сейчас Тай-Чи для начинающих можно научиться:

  1. В специальных группах с опытным инструктором при фитнес-клубах, больницах и реабилитационных центрах.
  2. С помощью видеороликов в интернете, которые выкладывают известные мастера.
  3. Прочитав профильную литературу от гуру этого боевого танца, например, В. Малявин «Тайцзицюань. Классические тексты, принципы, мастерство» или Вон Кью-Кит «Тай-цзи Цюань. Полное руководство по теории и практике».

Разминка Тай-Чи

Перед началом занятия обязательно выполняется динамическая разминка Тай-Чи для максимально раскрытия энергетических каналов, состоящая из растяжения и скручивания всех сухожилий, дыхательных упражнений и настройки организма на оздоровление. В зависимости от стиля такая разминка может сильно отличаться набором дыхательных упражнений и физических практик, в которых тренируется концентрация и напряжение либо же расслабление и релаксация.

Тай-Чи – упражнения

Выше уже говорилось о том, что гимнастика Тай-Чи для начинающих представляет собой комплекс последовательных плавно перетекающих друг в друга упражнений (у каждого из которых есть поэтичное название). Вот лишь самые простые из них:

  1. «Белый аист расправляет крылья». Вес тела на одной ноге. Вторая поднята к поясу, руки широко расставлены, кисти сомкнуты и смотрят вниз.
  2. «Змей ползет». Перемещение из положения стоя в глубокий присед на одну и другую ногу с широко разведенными руками.
  3. Практика перелива. Одновременное перемещение веса тела с одной ноги на другую вместе с плавными круговыми движениями руками.
Читайте также:
Высокий пульс - патология или норма

Полная история возникновения Тайцзицюань

Тайцзицюань – («Тайцзи» — Великий предел, «цюань» — кулак, соответственно переводится как «Кулак Великого предела»). Как считали древние китайцы мир возник из единого бесформенного и нерасчлененного состояния У цзи («негативный предел»). Это У цзи перешло в состояние Тайцзи («великий предел»), где всё разделилось на два первичных и противоположных начала Ян и Инь. С этим соотносится название Тайцзицюань.

О появлении Тайцзицюань существуют разные теории, одна из которых относится к даосскому монаху Чжан Саньфэну с горы У дан. По преданию однажды Чжан Саньфэн (в конце эпохи Юань и в начале правления династии Мин (1367 – 1403 гг)) во время практики даосской медитации стал свидетелем схватки журавля с змеёй. Журавль пытался ударить ее своим острым, твёрдым клювом, но мягкие, быстрые движения змеи избегали его. Чжан Саньфэн увидел в этом реализацию принципа «слабое и мягкое» побеждают «сильное и твёрдое». Так родилась система Тайцзицюань.

Другая теория утверждает, что Чжан Саньфэн был вызван во дворец к императору. Он не мог пуститься в путь, так как, дорогу блокировала банда разбойников. Но однажды ему приснился сам Сюань-ди владыка оси севера и бог войны, который во сне обучил его Тайцзицюань. Проснувшись на следующее утро, он отправился во дворец и по дороге уничтожил более ста разбойников.

По другой легенде путешествуя, он остановился в монастыре Шаолинь – в центре боевых искусств. Однажды стоя за дверью, он разглядывал тренировки монахов. Разочаровавшись ее натурой требующей большой силы и энергии, он создал свой стиль не требующей большой затраты энергии.

О жизни Чжан Саньфэна нет точных сохранённых сведений. В Китае о нём рассказывали истории, которые не совсем сочетаются между собой. Если в одних говорилось, что он был очень искусным бойцом, которого не мог повалить самый сильный боец Поднебесной, то в других говорилось, что не было замечено, что он занимался тайцзицюань и вряд ли мог бы быть его создателем.

Существует и такая версия возникновения тайцзицюань, которая относится к некоему полководцу Ван Цзунюэ из Шаньси жившему в 18 веке. Ван Цзунюэ создал новую систему единоборства и оставил после себя написанный им же трактат «Тайцзицюань цзин». Один из его учеников или он сам, проезжая через деревню Ченьцзягоу в провинции Хэнань, увидел местных крестьян, упражнявшихся в довольно грубом виде борьбы. Путник их покритиковал, что привело к поединку, после которого побеждённые местные жители стали упрашивать борца остаться и обучить новому искусству. Так тайцзицюань попал к роду Чень, жившему в этой деревне. Есть предположение, что в род Чень тайцзицюань попал через его ученика Цзян Фа. Впрочем, потомки этой семьи не признают данную версию и объявляют родоначальником тайцзицюань своего предка Чень Вантина, жившего в 17 веке.

Чень Вантин родился в конце 16-го века в деревне Ченьцзягоу, расположенный в уезде Веньсянь провинции Хэнань. В 1618 году назначенный военачальником он служил в императорском дворце провинции Шаньдун. В 1644 году, во время начала династии Цин вернувшись в деревню, создал тайцзицюань, опираясь на знаменитый «Трактат о боксе» (Цюаньцзин) или на трактат генерала Ци Цзигуана «32 боевых действия». Или ещё иначе создал тайцзицюань, сочетая действия из трактата генерала Ци Цзигуана с системой Ван Цзунюэ. С тех пор это искусство сохранялось только внутри семейства Чень, передаваясь от отца к сыну. Лишь в середине 19-го века потомок 14-го поколения Чень, Чень Чансин (1771 – 1853), нарушил такую традицию. Случилось это так.

Крестьянский сын Ян Лучань (1799 – 1872) из деревни Юннянь провинции Хубэй в детстве остался без родителей. Его приютил Чень Геху и дал ему работу в торговой сфере. Через несколько лет Чень Геху направился в Ченьцзягоу вместе с Яном и стал там жить. С детства Ян Лучань обучался ушу. Оставшись без средств, по совету своего учителя обучавшего его стилю «Чаньцюань» (Длинный кулак), решил изучить тайцзицюань. Семья Чень имела свой тренировочный зал, где под руководством Чень Чансина проводились уроки тайцзицюань. Однако поскольку обучали лишь членов рода Чень, он нанялся в дом слугой и занимался ночью, тайком подглядывая за тренировками. Чень Чансин изобличил «лазутчика», и в гневе выставил его на поединок с одним своим учеником, но был столь поражён, увидев с каким искусством Ян одержал победу, что решился открыть ему «семейные тайны». Полностью освоив тайцзицюань, Ян Лучань вернулся в деревню Юннянь. Чтобы обеспечить себя всем тем, что надо для будущей жизни, он взял в аренду дом манчжура У и открыл лавку для продажи трав. Члены семьи У узнав о том, что он владеет системой тайцзицюань, попросились ему в ученики. С этого момента началось распространение тайцзицюань по Китаю. Несколько времени времени спустя его ученик У Юйсян (1812 – 1880), на основании трактата Ван Цзунюэ «Тайцзицюань цзин» и стиля обученного у Ян Лучаня создал свою систему тайцзицюань.

После сын одного из его учеников У цзянь цюань (1870 – 1942), разработал стиль, который известен как стиль «У». Через ученика Яна, У Жуцина, который перешёл в императорскую службу, о нём узнали при дворе и в 1852 году его пригласили в Пекин. В то время Ян Лучань изменил стиль которому научился у Чень Чансина. Он положил начало новому стилю Ян, в котором особое внимание уделялось укреплению здоровья психики. На его основе Ян в конце 19-го – начале 20-го века возникли и развились стили У, Хао и Сунь, которые вместе со школами Чень и Ян составляют пять главных стилей современного тайцзицюань. В Пекине Ян сначала обучал высокопоставленных лиц империи, потом стал давать уроки воинам императора. Несмотря на частые вызовы на поединки Ян Лучань до конца дней сохранил имя «непобедимый». С именем Ян Лучаня связано много легенд.

Читайте также:
Что делать, если появились обильные выделения из влагалища

Рассказывают, что однажды когда он прибыл по приглашению во дворец императора и слишком решительно прошёл мимо не успевшей его предупредить дворцовой стражи, на него набросились сторожевые собаки, но тут же с жалобным воем разбежались, так как сломали свои зубы о его ноги.

Другая легенда повествует о том, как он умер по собственному желанию. Решив, что пришёл его час, он собрал всех своих родственников и отдав последние распоряжения, на глазах у всех испустил дух.

Его старший сын Ян Баньхоу (1837 – 1892), который как и его отец искусно владел боевым искусством несколько переменил стиль, который получил название «Сяо цзя» (Малый стиль). Внук Ян Лучаня, Ян Ченфу (1883 – 1936), систематизировав и обобщив опыт своих предков, разработал основной комплекс стиля Ян – «длинную форму» (Да-цзя), на основе которой его ныне известный ученик Чжен Маньцин (1901 – 1975) создал свою версию – «короткую форму», или «форму 37». В 50-х годах в Китае на основе стиля Ян были разработаны «форма 24» и «форма 88», а также «форма 48», соединившая в себе принципы школ Чень, Ян, У и Хао. После первых ручных действий Чень Вантина в тайцзицюане, появились разные стили с различными видами оружий: Тайцзидао (Сабля Великого предела), Тайцзигунь (Шест Великого предела), Тайцзицян (Копьё Великого предела) и так дали. После того, как Чень Юбень, родственник Чень Чансина несколько изменил форму родового стиля тайцзицюань, он стал известен как «Ченский стиль малой формы».

Потом Чень Сяован разработал «38 форму» ченьского тайцзицюань. А ученик Чень Юбеня, Чень Цинпин после женитьбы переехал из Ченьцзягоу в деревню Чжао-Бао и там открыл свою секцию тайцзицюань. На основе ченьского стиля он создал новый стиль, которой дал название деревни Чжао-Бао. В свою очередь ученик Чень Цинпина, Дш Цзинян из деревни Чжаогоцунь уезда Боай провинции Хэнань создал новый стиль под названием Хулэй-цзя (громовой стиль). Создателем стиля, который знаменит именем Сунь в тайцзицюане является Сунь Лутан (1861 – 1932). С помощью трёх стилей ушу: синьицюань (кулак пяти первоэлементов), багуачжан (ладонь восьми триграмм) и тайцзицюань он создал новый тайцзицюаньский стиль, по виду схожий на стиль Ян.

Тайцзицюань

«Ле, Защита Разбойников, стрелял на глазах у Темнеющего Ока: натянул тетиву до отказа, поставил на предплечье кубок с водой и принялся целиться. Пустил одну стрелу, за ней другую и третью, пока первая была еще в полете. И все время оставался неподвижным, подобным статуе.
— Это мастерство при стрельбе, но не мастерство без стрельбы, — сказал Темнеющее Око. — А смог бы ты стрелять, если бы взошел со мной на высокую гору и встал на камень, висящий над пропастью глубиной в сотню жэней?
И тут Темнеющее Око взошел на высокую гору, встал на камень, висящий над пропастью глубиной в сотню жэней, отступил назад до тех пор, пока его ступни до половины не оказались в воздухе, и знаком подозвал к себе Защиту Разбойников. Но тот лег лицом на землю, обливаясь потом с головы до пят.
— У настоящего человека, — сказал Темнеющее Око, — душевное состояние не меняется, глядит ли он вверх в синее небо, проникает ли вниз к Желтым источникам, странствует ли ко всем восьми полюсам. Тебе же ныне хочется зажмуриться от страха. Опасность в тебе самом!.»

Речь в этой статье пойдет не о принципах и методах Тайцзицюань. Здесь будет немного рассказано о его истории и о выдающихся мастерах.

Тайцзицюа́нь (тайчи) (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела».
Популярно в Китае и за его пределами как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.
Входит в так называемую систему «нэйцзя» (внутренняя семья) стилей ушу (кроме тайзицюань – багуа чжан, синьицюань и некоторые другие) в отличии от «вайцзя» (внешняя семья) (шаолиньское направление и многие другие).

История возникновения тайцзицюань — спорная тема, так как в различные моменты времени были различные официальные точки зрения, что способствовало распространению различных, не слишком правильных, а порой и полностью ошибочных интерпретаций.
Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной версией китайского правительства, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции.
Другая, более древняя версия, которой придерживаются представители стиля Ян, У, Хао и Сунь, говорит о том, что патриархом Тайцзицюань является легендарный даосский отшельник Чжан Саньфэн.

Согласно современным исследованиям первые упоминания о боевых техниках, подобных Тайцзицюань связываются с даосом Сюй Сюаньпином (618—907 гг. н. э., династия Тан), приёмы которого имели названия, абсолютно схожие с сегодняшними названиями некоторых форм («Хлыст», «Играть на пипа» и т. д.). Его искусство боя развивалось и передавалось устно среди даосов – отшельников. Называли эти техники по-разному, общими оставались принципы и требования к исполнению, которые впервые изложил в «Классическом тексте по тайцзицюань» Чжан Саньфэн (960—1279 гг. н. э., династия Сун).

Существует множество историй и легенд о том, как Чжан Саньфэн создал тайцзицюань. Одна из них рассказывает: однажды, прогуливаясь в горах Уданшань, Чжан Саньфэн внезапно заметил, что птица (в некоторых вариантах – ворона) нападает на змею. Птица стремительно наскакивала на змею, стремясь острым клювом попасть ей в голову, а хитрая рептилия сочетала плавные движения со стремительными уходами в стороны. Мягкое побеждает твердое! Для Чжан Саньфэна, погруженного в раздумья о путях достижения долголетия и сочетания этой системы с приемами кулачного боя, такая сцена стала настоящей подсказкой. За основу новой школы он взял сочетания плавных и быстрых движений (именно такой характер носит школа Чэнь – первый из стилей тайцзицюань).
По общепринятой народной версии, патриарх родился в девятый день четвёртой луны 1247 года (этот день по всему миру отмечают как день рождения Тайцзицюань) и прожил, по преданию, более 200 лет. Таким образом выходило что он был жив и преподавал свое искусство ещё в начале династии Мин (1368-1644 гг. н. э.) А, к примеру, ученый из Хэнани Ван Янлин упоминает о встрече с удивительным даосом в 1723 г!. Столь долгий срок жизни наводил современников на мысль, что учитель достиг настоящего бессмертия.
Согласно «Истории династии Мин», Чжан Саньфэн происходил из округа Ичжоу провинции Ляодун и получил прозвище «Совершенный муж» (Цзюньши – верх образованности) . Было у него и другое прозвище – Чжан Неряшливый, так как даос воплощал собой классический образ юродивого. «Телом был огромен. Формой напоминал черепаху, спину же имел как у журавля. У него были огромные уши, круглые глаза, а усы и борода топорщились как трезубцы. От холода его защищала лишь монашеская ряса да накидка из травы» По видимому, в молодости Чжан Саньфэн отдал должное карьере государственного чиновника. В 1260 г. (в возрасте 13 лет) на экзаменах он получил почетный титул «маоцай» – «цветущий талант». Вскоре он прославился в столице своим литературным дарованием и даже был назначен уездным главой в Чжуншань. Рассказывают, что в моменты отдыха он посещал даосские монастыри, в том числе и те, где проповедовались алхимические принципы Гэ Хуна, и весьма заинтересовался мистикой даосизма. Впоследствии с семью учениками поселился в горах Уданшань, построив хижину из травы. И основные события его невероятно долгой жизни связанны именно с этим священным местом.
Все было бы хорошо, только дотошные историки боевых искусств считают сведения о том каким образом и по какой линии ученичества и приемственности Тайцзицюань Чжан Саньфена передавался из поколения в поколение слишком туманной и шаткой.
Гораздо более проверенной можно считать версию знаменитого семейства Чэнь.
Родиной Тайцзицюань они считают свое «родовое гнездо» – деревню Чэньцзягоу (буквально Овраг семьи Чэнь), расположенную в уезде Вэньсянь провинции Хэнань. Здесь Чэни жили покрайней мере с начала династии Мин. Их переселил туда из соседней провинции Шанси первый император этой династии Чжу Юаньчжан. В начальный период после переселения клан Чэней сконцентрировался на восстановлении своей семьи. Чтобы защитить себя на новой территории, они практиковали боевое искусство в свободное время от занятия сельским хозяйством. До 1754 года не велось точных записей истории семьи Чэнь. Так как был промежуток в 400 лет между массовым переселением и временем, когда они начали вести записи, некоторая важная информация была утеряна. Записи по боевому искусству начали делать только с 9-го поколения, во времена Чэнь Вантина.(1600-1680 гг. н.э)

Читайте также:
Лечение цистита с помощью свечей

До 9-го поколения семьи Чэнь, времени Чэнь Вантина, Тайцзицюань не был известен. Однако, тогда его не называли Тайцзицюань. Это боевое искусство просто называли Кулачный метод.
Известно что в самом конце эпохи Мин Чэнь Вантин был предводителем народного ополчения, целью которого было наводить порядок в Хэнани и Шаньдуне. Однажды он вступил в схватку с предводителем разбойников и действовал с такой мощью, что тот, не выдержав боя, бежал с такой скоростью, что его невозможно было догнать и на лошади.
Когда династия Мин пала, и началось правление династии Цин, Чэнь Вантин вернулся в деревню Чэней и создал свои боевые формы. Наиболее известным в то время генералом был Ци Цзигуан, написавший книгу «32 боевых движения». Чэнь Вантин тогда использовал её как основу, на которой он развил свои собственные боевые формы, ставшие позже Тайцзицюань.
Наиболее известным потомком Чэнь Вантина был Чэнь Чансин (1771-1853) представитель 14-го поколения семьи Чэнь.

С детства он изучал боевое искусство у своего отца. Работал профессиональным телохранителем и охранником, был величайшим мастером своей эпохи. Написал несколько книг о Тайцзицюань: «Рассуждения о десяти больших требованиях к Тайцзицюань», «Требования к практике боя в Тайцзицюань» и «Сочинение о бое в Тайцзицюань». Чэнь Чансин объединил семь комплексов Тайцзицюань, разработанных Чэнь Вантином, и создал из них два комплекса, которые мы сегодня называем первой и второй частью Лао-цзя (Лао-цзя и-лу, Лао-цзя эр-лу). В последствии первая часть Лао-цзя послужила основой для возникших позднее стилей Ян, Сунь, У и др.
Однажды Чансин и двое его братьев собирали в лесу коренья и травы. Тут же неподалеку охотился маньчжурский князь. Его свита на всем скаку столкнулась с маленькой группой Чэней. Всадники осадили лошадей. Дичь разбежалась, и в неудачной охоте сразу обвинили «неотесанных деревенщин» коими Чэни и выглядели. Разъяренные вельможи спешились и обнажив оружие хотели изрубить наглецов. Братья поспешно отступили на близлежащий холм и спрятались там в ложбине. Ленивые маньчжуры не захотели лезть за ними наверх. Они отдали приказ лучникам и те осыпали Чэней градом стрел. Велико было их удивление когда посланный подтвердить гибель крестьян слуга слетел с холма кубарем вниз. А тройка братьев целая и невредимая появилась на вершине холма. Ни одна из стрел не поразила их, одетых в обыкновенные деревенские одежды. От одних они увернулись, а другие отбили, используя корзины для трав. Маньчжуры поняли, что перед ними не простые крестьяне, а настоящие мастера кунфу. Их предводитель – маньчжурский князь считал себя экспертом в боевых искусствах. Он разрешил братьям спуститься вниз и вызвал Чэнь Чансина на поединок. После нескольких мгновений схватки стало ясно, что Чансин превосходит маньчжура в боевом умении, но увидев нарастающий от поражения гнев князя, поспешил сдаться. Князь тогда отпустил братьев, но пообещал назначить новый поединок. Но события и время не давали возможности им сойтись в бою еще раз. Эту задачу смог выполнить через несколько лет ученик Чень Чансина – Ян Лучань.

Читайте также:
Боль в горле: как самостоятельно определить причину

Ян Лу Чань происходил из обедневшей семьи из уезда Юннянь, провинции Хэбэй. Его предки были крестьянами. Сам он был низкорослым и худым, но души не чаял в боевых искусствах. Сначала он изучал комплекс жесткого шаолиньского стиля из тридцати трех движений. Ему не было еще двадцати лет, когда он услышал от своего наставника о искусстве семьи Чэней. Юноша отправился к ним в надежде быть принятым в ученики. Чэни считали своё боевое искусство фамильным Сокровищем и Яна ожидал отказ. Но благодаря хлопотам одного из членов семейства Ченей знавших Лучаня с детства его оставили в деревне Ченьцзягоу в качестве слуги.
Однажды он увидел как Чэнь Чансин проводил урок по тайцзицюань. Помня о том, что ему отказали в обучении, он не стал выдавать своего присутствия и абсолютно бесшумно и незаметно наблюдал за тренировкой, а на следующий день вернулся под окно в то же время. В свободное время он тренировал те приемы, которые ему удалось подглядеть Несколько лет он тайно наблюдал за тренировками упорно тренируясь и ему представился случай проявить себя. По одной версии он одолел в поединке одного из лучших учеников семейства Чэней. По другой он победил пришлого мастера, которого не могли одолеть Чэни, а глава школы Чэнь Чаньсин в то время как назло был сильно болен. После этих событий Чэни стали таки явно обучать Яна Лучаня своему искусству. Всего он обучался у Чэней 7 лет. Отстояв честь учителя Чансина в поединке со знатным маньчжуром Лучань вернулся в родной уезд где открыл свою школу. Сильный характер Яна требовал постоянных состязаний с другими бойцами. Он много путешествовал по всему Китаю и постоянно совершенствовал свое мастерство в дружеских схватках с мастерами разных стилей. Услышав о каком-нибудь выдающемся бойце он разыскивал его и вызывал на поединок. Используя технику тайцзицюань, он неизменно побеждал во всех боях, и при этом никому не причинил серьезного вреда. Вскоре у него появилось почетное прозвище Ян Ути (“ути” дословно означает “не имеющий соперников””) или Hепобедимый Ян. Он часто побеждал и бросал наземь противников, весивших вдвое больше него. Hикто не знал, откуда берется его сила. По его виду нельзя было подумать, что он боец.
Ян Лучань стал легендарной личностью еще при жизни. О нем сохранилось множество историй. Вот некоторые из них.

Удивительное искусство

– Богач по имени Чжан, живший в Пекине, любил боевые искусства и всегда ходил с многочисленной свитой из бойцов. Прослышав о победах Яна, он пригласил его в гости. Hо увидев перед собой неказистого человека, Чжан разочарованно хмыкнул и равнодушно угостил его весьма скромным обедом. Ян сделал вид, что не заметил, как с ним обошлись, и сидел с благостным видом. Чжан грубо обратился к нему:
– Я слыхал о вашем почтенном имени и о пресловутой мягкости тайцзицюань. Только мне никак не верится, что вы побеждаете великих бойцов!
– Есть три типа людей которых я не могу победить, – быстро ответил Ян.
– Это каких же? – заинтересовался Чжан.
– Сделанных из меди, железа и дерева. Остальных я могу победить.
– В моей свите тридцать человек, – сказал Чжан, – Лю – самый сильный из них. Hе хотите ли помериться с ним силой?
– Конечно, хочу.
Послали за Лю. Предание гласит, что он выглядел, как разъяренный тигр и “ворвавшись, произвел порыв ветра”. Когда Лю приблизился к Яну, тот “послал его в пустоту” своей правой рукой и мягко подтолкнул левой. И неожиданно здоровяк отлетел в сторону, словно бумажный змей, у которого оборвалась веревка. Чжан захлопал в ладоши и со смехом сказал: “А ведь тайцзи и впрямь удивительное искусство”. Он тотчас приказал слуге подать роскошнейший обед и с той минуты обращался к Яну не иначе как “Великий Мастер”.
Ян был и мастером копья. Он мог изящно поднимать легкие предметы касанием кончика копья, используя свою “липкую энергию”. Если случался пожар, он обрушивал стену при помощи копья, чтобы не дать огню разгореться. Он посылал стрелы не из лука, а просто бросал руками, и неизменно попадал в цель.
В городе Гуанпине Ян затеял состязание на городской стене. Его противник отступил к краю стены и, потеряв равновесие, начал падать вниз. В этот критический момент Ян прыгнул, покрыв около пяти чи, и успле схватить противника за ступню, чем спас ему жизнь.
Его ловкость проявлялась и в мирных ситуациях. Дождливым днем Ян сидел в комнате, когда его дочь поднималась на крыльцо с медным тазом в руках. Открывая дверь она подскользнулась. Ян вылетел из дома и подхватил ее так быстро, что даже воды не расплескал.

Благодаря поддержке своих друзей Ян Лучань вскоре поселился в Пекине, где начал преподавать тайцзицюань и участвовать в состязаниях. Победы над сильными соперниками принесли ему успех и возможность стать придворным преподавателем. Поскольку его учениками были представители изнеженной аристократии, то в некоторые сложные движения были внесены изменения, и они cтали мягкими, плавными и более простыми в исполнении. Для Яна сохранение здоровья посредством занятий тайцзицюань, обретение чистоты духа приобретают не менее важное значение, чем боевой аспект. Более того, сам будучи прекрасным бойцом, Ян практически не преподает боевое применение стиля. За счет изменения формы выброса усилия все движения приобретают плавность и медлительность, уменьшается количество ударов ногами, практически исключаются прыжки. Искусство поединка он передал только сыновьям. В то время тайцзицюань называли “хуацюань” (нейтрализующий кулак) или “мяньцюань” (мягкий кулак), поскольку он превращал оборону в наступление и был мягким, как хлопок (мянь).

Читайте также:
Насколько страшен ВИЧ и как с ним жить

В наше время стиль Ян распадается на десятки направлений. Комплексы на его основе используются в оздоровительных и спортивно-оздоровительных в государственных образовательных программах КНР.
Сегодня традиции стиля Чэнь продолжают потомки семьи в 19 поколении. Это Чэнь Юй род. 1962г. и Чэнь Сяован родившийся в 1947 году.

Тай Чи (Тайцзицюань 太极拳)

Как известно, китайский народ очень следит за своим здоровьем. И речь сейчас пойдёт не о китайской медицине или китайских лечебных травах. Речь идёт об оздоровительной гимнастике — Тай Чи. (Тайцзицюань — 太极拳)

Тай Чи входит в список традиционной культуры Китая.

Тай Чи занимает особое место у китайского народа, так как зародилось ещё в самые древние времена.

Изначально Тай Чи называли медленным танцем с элементами боевых искусств.

Но не стоит опасаться, что элементы боевых искусств заключаются в резкости и агрессии.

Техника Тай Чи заключается в мягкости и плавности своих движений. Несет в себе спокойствие и расслабление. А так же способствует управлению собственной энергией и полным контролем над своим телом.

В Китае, гимнастикой Тай Чи занимается большая часть населения Китая.

Люди всех возрастов могут погрузиться в атмосферу спокойствия и умиротворения.

Китайский народ выходит заниматься группами на соседнюю лужайку или же уединяются по одиночке на природе.

Искусство Тай Чи изучают в школах и университетах. Тем самым , чтобы приучить подрастающее поколение к древней культуре Китая.

За последние 20 лет искусство Тай Чи распространилось по всему миру. Его практикуют в различных странах.

История возникновения Тай Чи

Название «Тай Чи» более правильнее произносится, как «Тай Цзы».

Как мы говорили, искусство Тай Чи зародилось ещё в древние времена. И спустя тысячи лет появилось большое количество легенд появления Тай Чи.

Одна из самых распространённых и более известных легенд гласит, что движения Тай Чи были взяты с движения змей и аистов. Древний мастер боевых искусств наблюдал за эластичностью и гибкостью змей и грациозностью аистов. После чего мастер взял за основу стиль движений.

Польза Тай Чи

Тай Чи заряжает бодростью и энергией. Даёт возможность расслабиться организму, избавляет от физического и духовного напряжения.

По мнению врачей, Тай Чи способствует избавлению болей в спине, укрепляет кости. Особенно хорошо это помогает людям пожилого возраста.

Постоянные занятия гимнастикой улучшают циркуляцию крови и приводят к снижению кровяного давления.

При занятии таким видом искусства требуется глубокое дыхание, что позволяет полностью принять расслабленное состояния.

С помощью Тай Чи можно улучшить своё зрение и с легкость научиться держать равновесие, улучшая координацию.

Форма одежды для тренировок Тай Чи

Для таких тренировок не совсем подойдёт такая одежда, как мы привыкли видеть в спортзалах. Форма не должна облегать тело, дабы не нарушить то самое пространство лёгкости. Одежда должна быть лёгкого кроя, свободная. Желательно выбирать натуральные ткани, например лён. Заниматься Тай Чи следует на босую ногу.

Виды Тай Чи

Как и любой вид спорта, Тай Чи имеет несколько разновидностей. В основном выделяют 3 формы:

  • малая
  • большая
  • средняя

Малая форма менее подвижна. Заключается в полном погружении себя, малой интенсивности тренировок. Делает упор на концентрацию, расслабление и медитацию.

Большая форма включает в себя высокие и низкие позиции. Регулярные размахи руками.

Делает акцент на энергию в теле.

Средняя форма содержит в себе малую и большую форму.

Новичкам рекомендуются выбирать этот вид Тай Чи для полного получения результата.

Упражнения Тай Чи

Самые распространённые упражнения Тай Чи имеют своё название. С самых древних времён, как гласит легенда, мастер боевых искусств брал стиль упражнений со змей и аистов. Тем самым подчёркивал гибкость, изысканность и грацию.

Основное положение руки в упражнениях называют «клюв птицы». Четыре пальца аккуратно соприкасаются с большим пальцем, а ладонь смотрит вниз.

Руки и плечи в основном раскинуты, как крылья.

Поза «белый аист расправляет крылья» даёт почувствовать полную свободу тела, но при этом остаётся в боевой хватке. При этой позе необходимо двигаться медленно и переносить вес с одной ноги на другую.

Поза «змей ползёт» не самая легкая из всех упражнений, но самая практичная для держания равновесия. Нужно из положения стоя сделать глубокий присед, при этом, работая руками. Но не забывать, что руки должны быть в виде «клюва», ладонями вниз.

Для полного получения результата

рекомендуются тренироваться каждый день по 15 минут.

Как только, Вы улучшите навык искусства Тай Чи, не останавливайтесь на достигнутом. Помните, Тай Чи не имеет ограничений и рамок, нет ни конца, ни края.

  • ← В Сюйчжоу прошёл ежегодный марафон бега в прошлые выходные
  • OBOR (One Belt One Road) — один пояс, один путь. →
Блог о Китае

Орфография и пунктуация автора сохранены. Если вы нашли ошибку на сайте, пожалуйста сообщите нам по ссылке. Дорогие наши читатели! Мы напоминаем Вам, HelloChina – это коллективный блог. Нашей главной задачей является поделиться с Вами полезной, интересной информацией о Китае. С Уважением, Редакция Hello China

Тай-чи: история возникновения

О ранней истории тайцзицюань сохранилось мало достоверных сведений. Существует мнение, что самые древние истоки этой системы восходят к первобытным танцам, которые сочетали в себе и ритуальные действия, и практическую тренировку, и приемы боевого единоборства.

В некоторых источниках делается попытка проследить истоки системы во времена правления династии Тан (618—907). Считается, что первоначально тайцзицюань практиковали лишь в нескольких провинциях Китая, но и в них она была мало распространена, и знание этой системы передавалось лишь очень ограниченному кругу наиболее способных учеников. К числу основоположников системы относят три имени: Сюй Сюаньпин (эпоха Тан), Ван Цзунъюэ (эпоха Мин) и Чжан Саньфэн (эпоха Сун). В определении дат жизни этих людей существуют очень большие разночтения.

Читайте также:
Способы лечения высокого уровня тестостерона у женщин

Существует несколько преданий о времени и обстоятельствах возникновения тайцзицюань как самостоятельного направления в искусстве цюаньшу. Одно из них гласит, что в эпоху династии Сун при правлении императора Хуэйцзуна (1101—1126) даосскому монаху Чжан Саньфэну однажды во сне явилось божество севера и воды Сюань У и передало ему учение о кулачном искусстве, на основе которого он создал «внутреннее» направление цюаньшу, в том числе школу тайцзицюань. Эта система единоборства оказалась такой эффективной, что безоружный патриарх, находившийся в весьма почтенном возрасте, один расправился с целой шайкой бандитов.

Согласно другой легенде, даосский монах Чжан Саньфэн, живший в XIII в. (по некоторым источникам — в XIV в.), сидя однажды в своей хижине, услышал волшебный разговор. Выглянув в окно, он увидел сороку, сидящую на дереве, и змею на земле под деревом, пристально глядящих друг на друга. Всякий раз, когда сорока слетала вниз, чтобы атаковать змею, ее резкие удары клювом оказывались тщетными: змея быстро уклонялась мягкими, текучими и округлыми движениями, а сорока лишь все более изматывалась от бесплодных попыток достать ее и в конце концов потерпела поражение. В гибкости и уступчивости непрерывных, извивающихся, кругообразных движений змеи, оказавшейся победительницей в этом поединке, Чжан Саньфэн увидел реализацию даосского принципа «слабое и мягкое побеждает твердое и сильное», сформулированного и раскрытого в древнейших трактатах «Даодэцзин», «Чжуанцзы» и др. Осознав превосходство мягкого над жестким и важность гармоничного сочетания полярных сил инь и ян, «покоя» и «движения», «пустого» и «полного», «твердого» и «податливого», Чжан Саньфэн разработал особую систему упражнений и приемов единоборства. Как гласит предание, основу упражнений этой системы составили «движения воды и облаков, качание деревьев под ветром, повадки змей и птиц». Тринадцать основных позиций его системы: отражение, откат, нажим, толчок, оттягивание, расщепление, локоть, плечо, наступление, уход, смотреть направо, взглянуть налево, равновесие в центре — прослеживаются и сейчас в школах тайцзицюань.

Так, согласно традиции, была создана система психофизической тренировки, воспитания и самозащиты, в которой принцип уступчивости, мягкости и ускользания от прямого столкновения с противником противопоставляется грубой, агрессивно-наступательной силе, в конечном итоге одерживая над ней верх. Поскольку Чжан Саньфэн обитал в горах Уданшань, созданное им «внутреннее» направление цюаньшу впоследствии стало называться «уданским».
Однако, как показали исследования современных китайских историков, в частности известного китайского историка ушу Тан Хао (1897—1959), эти предания не очень достоверны с сугубо исторической точки зрения и, скорее всего, носят мифологический характер.

Согласно традиционной версии, сам термин «тайцзицюань» возник в эпоху правления династии Цин (1644—1911), когда выдающийся мастер боевого искусства того времени Ван Цзунъюэ, опираясь на классическую «Книгу Перемен» (кит. «Ицзин»), дал толкование понятию наивысшего «предела» взаимопроникновения и единения сил инь и ян применительно к искусству кулачного боя и борьбы. Свои пояснения он изложил в «Трактате о тайцзицюань», в котором впервые было установлено это название. Наиболее достоверные источники датируют возникновение школы тайцзицюань именно XVII веком и связывают ее раннюю историю с родом Чэнь из местечка Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань.
Основателем тайцзицюань в этом роду считается Чэнь Вантин (1587— 1664), который был крупным военачальником в конце правления династии Мин (1368—1644). После падения династии Мин и прихода к власти Цинской династии он ушел на покой и жил в уединении. Взяв в качестве первоисточника «Трактат о кулачном искусстве» знаменитого полководца Минской эпохи Ци Цзигуана (1528—1587), он разработал такие системы цюаньшу, как «Чанцюань» («Длительный кулачный бой», или «Длинный кулак») и комплекс упражнений из 13 боевых приемов (форм). Позднее, соединив это с теоретическими положениями «Трактата о тайцзицюань» Ван Цзунъюэ, он создал современную школу тайцзицюань семьи Чэнь.

Сохранив непрерывную преемственность традиций, эта фамильная школа дожила до наших дней и является одной из самых авторитетных и влиятельных школ развивающейся в настоящее время традиции тайцзицюань.
В целом китайские историки выделяют три основных фактора и источника формирования всей системы тайцзицюань.

1. Обобщение и систематизация различных методик и приемов цюаньшу выдающихся мастеров искусства единоборства эпохи Мин. В этот период боевое искусство переживало расцвет и получило очень широкое распространение по всему Китаю; появилось много мастеров, специальной литературы и новых видов цюаньшу, возникших в процессе обобщения и творческого развития опыта предшествующих поколений. Школа тайцзицюань также возникла в результате систематизации лучших достижений различных школ цюаньшу того времени.

2. Соединение приемов борьбы и кулачного боя с древнейшим искусством самомассажа, а также с дыхательными и психическими упражнениями, разработанными в русле даосской эзотерической традиции «внутренней практики» (нэйгун). Поскольку многие мастера цюаньшу, принимавшие участие в формировании и развитии школы тайцзицюань, были тесно связаны с даосской традицией, разработанные в ней методы «внутренней работы» стали органичным составным элементом всей системы психофизической тренировки этой школы и во многом предопределили ее характерные особенности. В частности, они сыграли решающую роль в том, что искусство единоборства и самозащиты не является в этой школе самоцелью и служит лишь средством (хотя и очень важным) морально-психологического совершенствования человека.

Другая характерная черта тайцзицюань, обусловленная органичным соединением в этой системе физических, дыхательных и психических упражнений, — необходимость в процессе тренировок добиваться четкой и гармоничной согласованности работы мысли, дыхания и движения, т. е. психической, респираторной и моторной активности человека. Причем в этом триединстве ведущую роль играет работа мысли, и все движения должны направляться мыслью, первоначально прорабатываясь в сознании. Но в конечном итоге должно достигаться столь тесное взаимодействие мысли, дыхания и движения, что они сливаются в единый, совершенно спонтанный процесс. Такое нераздельное единство духовных и физических аспектов жизнедеятельности человеческого существа способствует его целостному и гармоничному развитию, реализации всех его потенциальных способностей.

Читайте также:
Мозоли на ногах - что делать

3. Использование древнекитайского натурфилософского учения о двух космических принципах инь и ян, о «пяти стихиях» или «первоэлементах» бытия, а также учения традиционной китайской медицины об энергетических точках, центрах и каналах. Эти концепции стали важнейшим компонентом теоретического фундамента школы тайцзицюань, оказав сильное влияние и на применяемые в ней практические методы психофизического воздействия на организм человека.

Так, в тайцзицюань большое внимание уделяется обучению тренирующегося методам и приемам управления потоком энергии ци в теле человека посредством концентрации мысли, позволяющей, в случае необходимости, мобилизовать и активизировать ее в нужном месте. При этом важное значение придается достижению «правильной» циркуляции энергии ци в теле человека по определенным траекториям, в частности ее прохождению по «чудесным» меридианам жэньмай и думай.

В различных ответвлениях школы тайцзицюань широко используется также теория «инь-ян» и «пяти стихий» для анализа и объяснения диалектики единства и противоположности во всех вещах и явлениях, в том числе в приемах и методах цюаньшу, для выявления закономерностей энергообмена между различными жизненно важными органами в теле человека, для установления оптимального баланса и взаимодействия как между ними, так и с окружающей средой и т. д.

В конце правления династии Цин и в годы Китайской Республики (1912— 1949) система тайцзицюань стала широко распространяться по Китаю, разветвляясь на самостоятельные школы и направления. Некоторые из них (особенно школа Ян) стали распространяться и в других странах. Еще более широкую популярность гимнастика тайцзицюань приобрела после образования Китайской Народной Республики, превратившись в массовое, всенародное искусство, насчитывающее сейчас миллионы последователей.

В настоящее время из многочисленных ответвлений тайцзицюань наиболее крупными, влиятельными и популярными считаются пять школ, или стилей: Чэнь, Ян, У, У (Хао) и Сунь. Хотя они и различаются по манере выполнения приемов, по отдельным позам и стойкам, но структура комплексов базовых форм (тао) и последовательность движений в этих школах в основном одинаковы, и всех их объединяет общая цель — поддержание и укрепление здоровья человека, профилактика заболеваний. В целом сходны, близки или одинаковы и теоретико-методологические принципы, лежащие в основе применяемых в них практических методов.

История тайцзицюань У(Хао)

История тайцзицюань У(Хао)

В уезде Юннянь жил выходец из многодетной семьи зажиточного чиновника У Юйсян. У Юйсян с детства хотел найти известного мастера, который показал бы ему “истинное” ушу. Неоднократно он обращался за помощью к местным учителям, но чего-либо принципиально нового так и не узнал — практически во всех школах этой местности обучение было стандартизировано, везде встречались однотипные удары, блоки, комплексы. Да и сам У Юйсян не мог чётко сформулировать, какого “чудесного” мастерства он добивается. Начав ещё в юношеском возрасте занятия боевыми искусствами, он вряд ли мог предположить, что о настоящем ушу узнает, когда ему минет 38 лет.

Однажды до У Юйсяна дошла молва, что совсем рядом, в его же уезде, тогда ещё малоизвестный учитель Ян Лучань открыл кумирню Великой гармонии и начал преподавание некоего необычного стиля, основанного на медленных округлых движениях. Ходили слухи, что Ян Лучань базировал свой стиль лишь на преподавании одного комплекса, но зато мог часами рассказывать о духовных тонкостях ушу. У Юйсян вместе со своими двумя братьями не раздумывая отправился к Ян Лучаню и попросился к нему в ученики. Ян Лучань, вероятно, увидел в юноше задатки будущего мастера, к тому же они были выходцами из одной местности, и он не стал возражать.

В школе Ян Лучаня У Юйсян сталкивается совсем с иным ушу, оно не было лучше или хуже тех направлений, которые он изучал, — это ушу было типологически другим. Именно здесь У Юйсян встречает принцип символического движения. Примечательно, что у Ян Лучаня У Юйсян изучал не стиль семьи Ян, а “старую ветвь” стиля семьи Чэнь. Отдельного стиля Ян ещё не существовало, и тайцзицюань (кстати, тогда этот стиль не имел такого названия) имел совсем иной вид. Дело заключалось не столько в технике движений, в которой сочетались в равной степени как быстрое, так и медленное исполнение форм, но прежде всего в самой сути этого стиля. Отметим самое главное: глубокой философско-духовной направленности тайцзицюань ещё не существовало, не было глубокого осмысления символической сути движений как перехода инь-ян, как выражения самопоглощающей пустоты Дао, и много другого. Короче говоря, тайцзицюань как внутреннего стиля тогда ещё не существовало. Это может звучать довольно непривычно, ведь, по традиционным версиям, именно Ян Лучань положил начало “истинной традиции” школы Ян тайцзицюань, да и вообще переосмыслил весь тайцзицюань. Но факт остаётся фактом: до У Юйсяна никакой теории тайцзицюань не существовало, а концепция Ян Лучаня сложилась позже под влиянием теоретических построений своего бывшего ученика.

У Юйсян, человек, которому было суждено дать новое направление всей теории тайцзицюань, за два года сумел под руководством Ян Лучаня целиком овладеть полным комплексом “старой ветви” стиля Чэнь. Он уже считался официальным преемником Ян Лучаня, как очередной поворот в жизни У Юйсяна изменил его судьбу, а вместе с ней и судьбу тайцзицюань.

Старший брат У Юйсяна У Дэцин (1800–1884), также большой знаток ушу, избравший себе карьеру военного, в 1852 году был направлен на место начальника уезда Уян в Хэнани. У Юйсян немедля собирается в дорогу вместе с братом, тайно лелея мысль по дороге повидать знаменитого мастера Чэнь Чансина из Чэньцзягоу, о котором он много слышал от Ян Лучаня. Но его постигло разочарование: по дороге кто-то рассказал У Юйсяну, что Чэнь Чансин в свои 82 года уже прекратил преподавание и никого не принимает. У Юйсян уже готов был смириться с мыслью, что его поездка оказалась напрасной, но тут в городишке Чжаобаочжэнь, через который пролегал путь двух братьев У, он повстречал мастера из семьи Чэнь по имени Чэнь Цинпин, руководителя направления чжаобаоцзя, основанного на движениях с малой амплитудой. Первоначально Чэнь решительно отказался обучать У Юйсяна, но затем вспомнил, что учитель У Юйсяна Ян Лучань тренировался в семье Чэнь, поэтому У Юйсян был милостиво принят в ученики. Теперь предметом его тренировок стала “новая ветвь” стиля Чэнь (синьцзя), которой он овладевает меньше чем за месяц.

Читайте также:
Варикоз - причины, симптомы, диагностика, лечение

Через некоторое время У Юйсян гордо объявил брату: “Сегодня я уже глубоко постиг принципы семьи Чэнь, и всё это благодаря моему упорному труду”. Но его путь только начинался, и, как оказалось, одной пустячной покупке было суждено изменить судьбу целого направления ушу.

Как то раз У Дэцин, зайдя в соляную лавку, обратил внимание на малопонятный рукописный трактат, который довольно необычным образом рассказывал об ушу. Трактат был невелик, но изящен своим слогом, и У Дэцин решил преподнести его в подарок своему брату. Рукопись оказалась впоследствии самым знаменитым трактатом по тайцзицюань, принадлежащим кисти Ван Цзунъюэ, который потомки назвали “Рассуждения о тайцзицюань”. Правда, собственно о тайцзицюань там не говорилось, и вряд ли даже Ван Цзунъюэ предполагал, что его трактат будет использован для теоретического осмысления этого стиля, но, так или иначе, в руках У Юйсяна оказался удивительный мистический трактат, передающий истинные экстатические глубины сознания мастера ушу. У Юйсян был настолько потрясён этим трактатом, что, как гласит одна история, развесил цитаты из него по стенам своей комнаты и по нескольку раз в день вслух перечитывал их.

Столь большая работа над принципами тайцзицюань приводит У Юйсяна к созданию нового направления, которое по своей форме не было похоже ни на “старую” и “новую” ветви стиля Чэнь, ни на “большие” и “малое” направления стиля Ян. Школа У Юйсяна отличалась своеобразием в движениях — они были крайне узкими, неширокими, создавалось впечатление, что мастер выполняет их с особенной осторожностью, даже бережностью. Глубина мысли У Юйсяна придала несколько иное направление самим формам тайцзицюань, они полностью превращаются в символическое движение, постепенное, бережное и осторожное пестование внутреннего ци. Боевое мастерство достигалось уже не просто за счёт рационального блока или удара, но за счёт именно внутреннего энергетического усилия.

У Юйсян учил, что исток каждого движения “должен начинаться в сердце и лишь затем откликаться в теле… Движение способствует тому, чтобы ци шло вдоль спины и густым потоком проникало в позвоночник, для чего и нужен покой. Внутри необходимо укреплять очищенный дух, а снаружи надо обрести умиротворённо-блаженный вид. Делай шаг вперёд, будто двигается кошка, начинай усилие, будто разматываешь шёлковую нить”.

Умиротворённо-блаженный, беззаботный (аньи) вид мастера тайцзицюань, о котором говорит У Юйсян, непосредственно соотносится с идеалом даосского “истинного человека”, так что в этом цель тайцзицюань совпадала со стремлением достигнуть “пустого, светлого и чистого состояния”. Примечательно, что У Юйсян в качестве кардинального принципа своей работы выдвинул не управление циркуляцией ци, но обретение запредельного спокойствия духа, в котором и заключается секрет рождения волевого импульса, творческого посыла к любой деятельности и даже мысли. “Воля всего тела заключена в концентрации духа, но отнюдь не в ци. Если же она заключена в ци, то может произойти закупорка. Обладающий ци не использует силу, не обладающий ци — абсолютно жёсток”.

Направление У тайцзицюань многим казалось слишком сложным: узкие, очень осторожные движения, многочисленные переборы руками затрудняли обучение, в то время как народ с большим интересом шёл в обучение к семье Ян, к тому же чисто зрелищно этот стиль казался более красивым. Мало кто понимал, что в то время лишь в школе У существовала действительно глубокая теория тайцзицюань как внутреннего стиля, направленная не столько на боевую практику и оздоровление, сколько на эзотерическое осмысление вселенских процессов, их символическое воспроизведение через формы ушу. Учеников в школе У было немного, да и большинство из них было привлечено фантастическим боевым мастерством выдающегося представителя школы Ли Июя.

Ключевыми моментами в учении Ли Июя были спокойное сердце, подвижное тело, густое ци, использование цельного усилия и сконцентрированный дух.

“Спокойствие сердца” (синьцзин) заключалось в абсолютном внутреннем покое, что позволяло моментально реагировать на движения противника. “Если противник использует силу, я также использую силу, однако я успеваю использовать её раньше него. Если же противник не использует силу, я также не использую ее, но моя воля по-прежнему опережает его”. “Подвижность тела” (шэнь-линь) Ли Июй противопоставлял его “застою”, однако рассматривал это не только как физическое движение, но и как чуткое следование за движениями соперника. “Прежде всего используй тело через сердце. Следуй сопернику и не следуй себе… Если исходишь из себя — то застаиваешься, когда следуешь сопернику — то движешься”.

Закончив свои труды над составлением “Канона тайцзицюань”, Ли Июй делает три копии, вероятно, считая, что большее количество не принесёт ничего, кроме вреда. Одну он оставляет себе, вторую вручает в подарок своему брату Ли Цичаню, а третью передаёт своему лучшему ученику Хао Хэ.

Однажды юноша по имени Хао Хэ увидел, как Ли Июй проводит поединки туйшоу и отбрасывает противника на несколько метров от себя. Хао Хэ (1849–1920) происходил из знаменитого уезда Юн-нянь в Хэбэе, где жили Ян Лучань с сыновьями, У Юйсян, другие известные мастера. Да и сам Хао Хэ отличался немалой силой, поэтому удивить его умелым поединком было сложно. Но здесь он был удивлён тем, насколько легко, даже играючи расправлялся Ли Июй со своими соперниками. Поразила его и мудрость мастера, его насмешливая, но очень вежливая манера объяснять самые великие тонкости тайцзицюань. Без долгих расспросов Хао Хэ понял, что перед ним стоит величайший мастер, и попросился к нему в ученики, решительно оставляя стили, которыми занимался до этого. Увлечённый личностью этого удивительного человека, Хао Хэ решает посвятить всю свою жизнь тому, чтобы достигнуть таких же высот, как Ли Июй. Последний высоко оценил стремление юноши, готового вновь стать “чистым листом бумаги”, и в течение двух лет передал Хао Хэ свой стиль. Затем ещё около шести лет Хао Хэ совершенствовал его, доводя до идеальной внутренней формы. Благодаря трудам Хао Хэ стиль стали называть либо “школа семьи У” в честь У Юйсяна, либо “школа семьи Ли” в честь Ли Июя, либо “школа семьи Хао” в честь самого Хао Хэ.

Читайте также:
Полипы в носу — причины, первые признаки и симптомы

Он учился не только тайцзицюань, но овладевал умением составлять трактаты по ушу, изящно и глубоко выражать невыразимую мудрость тайцзи. Он получил второе имя Хао Вэйчжэнь (Хао Являющий Истину) и через несколько лет стал единственным достойным последователем Ли Июя. Шесть лет продолжалось обучение, и именно Хао Хэ получил от учителя секреты туйшоу, которые тот сам принял от У Юйсяна.

У Хао Хэ было немало учеников, на него приходили посмотреть из соседних уездов, восхищаясь тем, как человек, выполняющий плавные движения, может без особого труда оторвать от земли одной рукой тяжёлого воина или отбросить на несколько метров двух-трёх нападающих, вооружённых мечами или алебардами.

В 1911 году Хао Хэ приезжает в Пекин навестить своего друга учителя тайцзицюань Ян Цзяньхоу. Внезапно уже немолодой Хао Хэ заболевает, и опытные медики отказываются его лечить, считая, что болезнь безнадёжна. Нашёлся лишь один человек, который взялся за лечение Хао Хэ и сумел сравнительно быстро поставить его на ноги. Этим человеком был боец-легенда Сунь Лутан. В благодарность за лечение Хао Хэ передал Суню все секреты стиля.

Алексей Александрович Маслов,

“Танцующий феникс: тайны внутренних школ ушу”.

Что нужно знать о гимнастике тай чи для начинающих

Когда мы говорим о китайской гимнастике тай чи для начинающих, то необходимо уточнить несколько моментов. Ведь с того момента, как боевые искусства стали проникать в страны СНГ, то знаменитыми брендами были «ушу» и «карате». В те годы, естественно, они воспринимались всеми как эффективные средства самообороны. И только затем, по мере более глубокого изучения этих искусств, стали выделяться такие понятия как «китайская гимнастика». Давайте разложим все по полочкам, чтобы двигаться дальше.

Ушу – обозначения всех боевых искусств, которые возникли на территории Китая в незапамятные времена. В те времена, когда вся страна была раздроблена на отдельные владения, и военные стычки было довольно частым явлением. Вкратце о стилях и видах боевых искусств можно прочитать в этой статье.

С течением времени и с развитием общества была отмечена польза для здоровья физических упражнений и контролируемого дыхания, сочетанием которых являются все китайские боевые искусства. Наиболее популярными для оздоровления с тех далеких времен стали тай чи (или тай цзи цюань) и цигун

История возникновения

Истинные истоки тай чи остаются загадкой, но бесспорно, одно: они уходят корнями в китайскую историю, даосизм и конфуцианство.
Считается, что основателем тай чи является Чжан Санфэн, даосский монах, живший в 12-ом веке. Некоторые легенды утверждают, что Чжан Санфэн покинул свой монастырь, чтобы стать отшельником. За это время он создал вид борьбы, основанный на мягкости.

Как утверждается, Санфэн сказал:

В каждом движении, каждая часть тела должна быть легкой, подвижной и растянутой одновременно. Позы должны следовать одна за другой без перерывов. Движение должно начинаться с ног, двигаться выше, направляться талией и заканчиваться в пальцах рук. Существенные и несущественные позы должны быть четко дифференцированы.

Мягкое воздействие тай чи на организм человека подходит для людей всех возрастов.

Стили тай дзи

В процессе развития в китайской гимнастике тай чи оформились пять различных стилей, относящихся к различным периодам истории. Каждый из них имеет уникальный набор признаков, методов и принципов.

А также родословную и дату происхождения.

• Чен-стиль, ведет начала от периода между 1580 и 1660 годами

• Ян-стиль, дата зарождения находится между 1799 и 1872 годами

• ВУ(Хао)-стиль, истоки зафиксированы между 1812 и 1880 годами

• Ву- стиль, известен с периода между 1870 и 1942 годами

• Сунь-стиль, рождение которого находится между 1861 и 1932 годами.

Некоторые из этих стилей имеют оздоровительный аспект, в то время как другие имеют спортивную или боевую направленность.

Польза тай чи для начинающих

Различные исследования показывают, что тай чи несет следующую пользу для организма:

• Улучшение баланса
• Управление болью
• Улучшение качества сна
• Сохранение когнитивных свойств у пожилых людей
• Укрепление иммунитета
• Увеличение гибкости
• Увеличение силы и выносливости
• Увеличивает стрессоустойчивость, уменьшает раздражительность

И много других преимуществ, связанных с хроническими заболеваниями, увеличением продолжительности жизни.

В китайских источниках есть известная пословица-все болезни идут от позвоночника. И в этом есть доля правды. Китайские врачи лучшие специалисты в мире по лечению болезней позвоночника. Эта философия отразилась в создании китайской гимнастики тай чи. Ее применение укрепляет мускулы спины, некоторые упражнения растягивают позвоночник, увеличивая расстояния между позвоночными дисками. Таким образом, снижается напряжения в позвоночнике, вырабатывается правильная осанка. Китайская медицина также связывает функциональное здоровье внутренних органов со здоровьем позвоночника. И с этой стороны гимнастика тай чи несет оздоравливающий эффект для внутренних органов.

Несколько слов о результатах исследований

1. Исключение опасности травм

Через ряд исследований тай чи показал потенциальную способность к предотвращению травм, связанных с падением у людей пожилого возраста.
Обзор 2012 года рассмотрел 159 различных способов воздействий на пожилых людей для предотвращения падений.
В исследованиях приняло участие 79193 человека и авторы пришли к выводу, что тай чи снижает риск падения.
Обзор 7 исследований в 2015 году между 544 участников, практикующих тай чи показал улучшение чувства баланса и гибкости.

Читайте также:
Что следует знать женщине о венерических болезнях

2. Хронические боли

Несколько небольших исследований предполагают значительное влияние занятий тай чи на хроническую боль такого рода как остеоартрит колена или фибромиалгия.
Мета-анализ 7 различных проб в 2013 году продемонстрировал уменьшение боли при остеоартрите колена, улучшении чувства равновесия и общей физической функции И это лишь малая часть исследований, которые в основном проводились и проводятся в странах Европы и Америки

Некоторые аспекты влияния тай чи на организм изучались и в нашей стране. Китайские источники говорят о пользе тай чи для систем органов дыхания, а также сердца и сосудов. Исследование московских психологов Елисеева В.А. в 1988 году и Баскакова В.Ю. подтвердило благоприятное влияние гимнастики тай чи цюань на организм человека. Выводы исследования гласили, что у участников исследования улучшилось общее самочувствие, повысилась работоспособность. Они ощутили более высокую степень уверенности и спокойствия.

Как начать заниматься китайской гимнастикой тай чи для начинающих

Вы можете начать с занятий в домашних условиях, купив или скачав книги и видеоматериалы о тай чи для начинающих. Но лучшим решением, безусловно, будет поиск мастера тай чи, который является квалифицированным инструктором и сможет обучить правильному выполнению упражнений и получения
всей пользы от таких занятий.

В настоящее время классов тай чи достаточно много в больших городах. Поэтому уроки тай чи лучше всего начинать с опытным тренером.

Инструктор поможет научиться определенным позициям и дыхательным практикам. Также он поможет вам безопасно практиковать тай чи, особенно, если у вас есть травмы, хронические заболевания или проблемы с балансом или координацией. Несмотря на то, что эта китайская оздоровительная гимнастика подразумевает медленные и мягкие движения и, как правило, не имеет побочных эффектов, вероятность травмы есть, если вы не используете правильное выполнение форм.

После изучения тай чи с инструктором, если вы чувствуете себя уверенно, можете перейти на самостоятельные занятия. Но если вам нравятся социальные аспекты занятий в группах, то подумайте об именно таком продолжении занятий.

Обычно первоначальное изучение в классах занимает около 12 недель.

Что необходимо для занятий тай чи учесть новичкам

Прежде всего, нужно подумать, как вы будете одеты. Одежда не должна стеснять движений, обувь должна быть легкая, желательно не с резиновой подошвой. Ведь ноги должны свободно скользить по полу.

Место для занятий тоже надо выбирать взвешенно и внимательно. Лучшее место для занятий – на природе, в тени деревьев, в группах. Именно так занимаются этой гимнастикой в Китае. Но если это для вас невозможно, занимайтесь в домашних условиях. Просто перед занятием необходимо проветрить помещение, где вы будете выполнять упражнения.

Время занятий современному человеку выбрать сложно. Но у каждого после пробуждения есть 5-15 минут для занятий. Такое количество времени можно выделять и вечером за полчаса перед сном для занятий. Если позволяют возможности, то в обеденный перерыв тоже прекрасное время для выполнения китайской гимнастики

Температура окружающей среды должна быть комфортной и не отвлекать вас от упражнений. Максимальная продолжительность выполнения комплекса тай чи составляет для новичков около 1-1,5 часа в день, чтобы избегать переутомления.

Комплексы состоят из форм, число которых может колебаться от упрощенного варианта в 24 формы до 48 форм. На начальном этапе троекратного повторения вполне достаточно.

До занятия нужно избегать тяжелых продуктов. Лучше всего двигаться натощак. Если голодный желудок отвлекает вас, то примите легкую пищу.

После выполнения комплекса не рекомендуется принимать пищу или воду в течение 30 минут. Энергия внутри тела в это время должна течь без препятствий. Запрещается пить, курить… и даже прикасаться к воде. Таковы правила. И если вы уж занялись оздоровительной китайской гимнастикой будьте последовательны во всем и придерживайтесь всех упомянутых правил, чтобы получить максимальную пользу.

Соблюдение принципов тай чи

Китайская гимнастика это не просто физические упражнения. Это философия, это стиль жизни. Неспешный, размеренный, мягкий, без резких движений и прыжков. Без остановок. Отсюда вытекают основные принципы тай чи – неспешность, мягкость, расслабленность, плавность и координация.

Связь движения с дыханием необходима для плавного течения энергии внутри тела. В России даже делают больший упор на смешанные упражнения тай чи –цигун. Причем для начала занятий важно освоить правильное положение тела и его частей в различных позах и только затем все движения тренируются на связку физического движения с дыханием. Причем обычно при выполнении одной группы движений всегда практикуется вдох, а выполнение другой сопровождается выдохом.

Чтобы вы лучше понимали это, приведу примеры:

• Вдох – при сгибании рук, разведении частей тела, поднятия рук

• Выдох соответственно при обратных действиях – разгибании рук, опускании, сведения вместе частей тела

Изучение комплексов для новичков проводится в три этапа от простого к сложному:

1. Постижение основ. На нем изучаются правильные положение рук, ног, тела, головы, различные движения.

2. Освоение поз. На этом этапе изучаются основные позы и связующие движения между ними,
отрабатывается естественное дыхание. Именно на этом этапе появляется плавность и непрерывность выполнения, округлость движений.

3. Обретение полного контроля над своим телом и дыханием с пониманием смысла всех движений и обретения концентрации с правилами перевода взгляда.

На этом можно было бы и закончить краткий курс знакомства с гимнастикой тай чи для начинающих.

Этих знаний достаточно чтобы принять решение заниматься и оздоравливать свой организм, развиваться и совершенствоваться вместе с этой оздоровительной гимнастикой. Тем более сейчас, когда актуален вопрос как заниматься фитнесом в холодное время года.

И напоследок предлагаю, чтобы все было наглядно посмотреть тай чи видео 24 формы. Как раз то, что нужно новичкам, чтобы составить свое мнение об этой оздоровительной гимнастике.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: