Джапа йога: как осуществлять джапу

Джапа-медитация: что это и зачем нужна

Ж изнь современного человека всё чаще напоминает безостановочную гонку. Если раньше такая жизненная концепция была актуальна для городов-миллионников, то теперь даже житель маленького города обречён на бесконечную погоню за недостижимой целью. Другой напастью современного мира является «день сурка»: просыпаясь, человек, словно бездушная марионетка, шаг за шагом выполняет привычный ритуал. Даже выходной день становится не островком свободы, а чередой стрессов в ожидании новой рабочей недели. Кажется, что вырваться из этого круга ещё сложнее, чем из колеса сансары, но выход есть и, как всё гениальное, он очень простой.

Что такое джапа-медитация? Кому она может быть полезной? Способна ли древняя практика изменить нас и нашу жизнь? На эти и другие вопросы мы найдём ответы вместе.

Что такое джапа

Не раз и не два, приходя на йогу, вы слышали, как преподаватель вместе с практиками поют мантру «Ом», возможно, вы и сами сначала робко и неуверенно пытались попасть в «общую ноту». Именно мантра является основой джапа-медитации. С неё, согласно ведической концепции, берёт своё начало даже Вселенная.

Сейчас человечеству открыто огромное количество мантр, ранее эта информация была закрытой и передавалась от учителя к ученику. Такая преемственность была не случайной. Мантра — это не просто набор непонятных звуков. Дословно с санскрита «мантра» переводится как оружие для ума.

Неустанное повторение мантр даровало практикующим не просто исполнение желаний, но и огромные физические силы, отдельные мантры были способны материализовывать оружие и были доступны лишь отдельным кастам — кшатриям, то есть воинам. Вместе с тем, мантру использовали и для решения более мирских задач.

Сегодня, как и много лет назад, сотни людей сопровождают свою просьбу к Богу определёнными мантрами. Многие люди считают, что практика чтения мантр — баловство, сказка, не имеющая ничего общего с реалиями современной жизни. Вместе с тем, не раз и не два учёные доказывали, что вибрации, возникающие от звука, способны менять пространство вокруг себя. Широко известны результаты научного исследования о воздействии звука на структуру воды. Так, например, под воздействием отдельных композиций структура воды разрушалась и теряла свои полезные свойства.

Именно поэтому до повторения мантр допускались лишь достойные ученики, те, кто не будет использовать силы в корыстных целях. «Как же связаны мантры и джапа?», — задаст вопрос читатель. «Джапа» в переводе с санскрита означает «нашёптывать» или «повторять». Именно повторение, а ещё точнее сказать, нашёптывание мантр является сутью джапа-медитации. Почему именно нашёптывание? Считается, что мантра, сказанная тише, имеет силу гораздо большую, чем произнесённая во всеуслышание. Считается, что тот, кто достиг совершенства в джапе, не произносит мантры. Повторяя их про себя, он достигает больших успехов в своей практике.

Главная задача джапы — установить связь между человеком и высшими силами, именно такой контакт лежит в основе йоги и является её целью.

Что нужно для практики джапы

Многие будут удивлены, но для практики джапы не нужно ничего, кроме мантры и вашего желания. Джапа-медитация выражает собой йогический минимализм во всей своей полноте. Многие используют для практики джапы чётки, которые по-другому называют джапа-мала. Джапа-мала — это чётки, как правило, из 108 бусин, чуть реже используются чётки с 54 или 27 бусинами. Принято считать, что любая мантра обретает силу, если практикующий произнесёт её 108 раз. Такое количество повторений даёт один круг, то есть малу. Безусловно, чётки сделают практику более удобной, однако они не являются жизненно необходимыми.

Куда более важным является место. Здесь всё зависит от уровня практикующего. Для того, кто в совершенстве освоил методы джапа-йоги, не существует различий в месте повторения. Так, Свами Шивананда в своей книге «Джапа. Медитация на звук ОМ» утверждал, что повторять мантру можно где угодно: на работе или по пути домой. Главное — сосредоточить свой ум на правильном произношении. Новичкам, которые только начинают читать мантры, нужно тихое и уединённое место: на первых этапах всё вокруг будет отвлекать ваш мозг от повторения. Однако именно так вы сможете закалить свой ум, научиться настраиваться на цель и достигать её.

Какое положение тела необходимо во время практики? Как вы уже легко догадались, для опытных практиков нет разницы, в каком положении находится тело, он может легко заниматься повторением мантры сидя и стоя, а также идя по улице.

Для того, кто первый раз взял в руки чётки, необходимо использовать медитативные асаны, подойдёт даже любимая многими поза «по-турецки». Когда вы обретёте некоторый опыт повторения мантр, можно пробовать, занимаясь практикой, шагая по комнате.

Но если без чёток ещё можно как-то обойтись, то вот без мантры провести практику будет невозможно.

Сейчас, в век интернета, можно легко найти мантры под себя, иногда доходит до абсурда: в сети можно найти мантру от чего угодно, начиная с укуса комара и заканчивая защитой от дурного начальства. Но классическим является рецитация звука «ОМ».

В Бхагават-гите Кришна говорит: «Из всех звуков Я есть трансцендентный звук ОМ». Ведические писания утверждают, что, повторяя мантру «Ом», мудрый йогин отдаёт дань уважения Брахме, Шиве и Вишну. Это делает мантру более чем универсальной.

Начало практики

Повторение мантр не требует особых физических навыков, заниматься такой практикой могут мужчины и женщины всех возрастов. Все мы испытываем одни и те же чувства горя, радости, мы похожи, и именно это делает джапу доступной для всех.

Есть ли у данной медитации противопоказания? Безусловно, есть:

  • нельзя использовать практику пения мантр для корыстных целей;
  • нельзя использовать силы мантры для совершения зла.

Оптимальным для джапа-медитации считается утреннее время. Отдельные источники говорят, что некоторые мантры можно повторять только в утренние часы, другие лишь с наступлением ночи. Мантру «Ом» можно читать в любое время, но, по возможности, стоит начинать практику в 4:30 утра. Принято считать, что в утренние часы Вселенная наиболее чувствительна, и просьбы человека будут быстрее услышаны.

Как практиковать джапу: инструкция

Перейдём непосредственно к практике.

  1. Примите любое удобное положение и расслабьтесь.
  2. Приглушите свет или совсем отключите его.
  3. Сконцентрируйте своё внимание на объекте медитации, на выбранной мантре.
  4. Начните перебирать чётки, повторяя выбранную мантру.
  5. Дойдя до большой бусины, известной как бусина Шивы, разверните чётки и сделайте ещё один круг вашей практики.
  6. Вы можете визуализировать мантру, рисуя мысленно её буквенное обозначение.
  7. Ваш ум должен быть полностью сосредоточен на мантре, нельзя думать о посторонних объектах и людях.
  8. Многие новички спрашивают, что делать, если сбился? Шри Ауробиндо говорил о том, что, если покой ума нарушен, следует остановиться, отдохнуть, а затем вновь начать повторять мантру.
Читайте также:
Боль в правом боку: причины возникновения

Важно помнить, что нельзя резко бросать повторение мантр, вы, как минимум, должны закончить уже начатый круг. В противном случае вы не только лишитесь достигнутых результатов, но и навлечёте на себя гнев Вселенной за проявленное неуважение.

Не существует чёткого ограничения по времени, нет источников, которые бы сказали, что один круг вы должны прочитать за 10 минут или за пять. Однако есть ограничения по количеству кругов. Говорят, что повторять мантру нужно не менее 10 кругов, но для начинающих такая практика будет крайне тяжёлой. Рекомендуется начинать с одного круга в день, добавляя каждую следующую неделю по ещё одному кругу. Когда количество достигнет 16, нужно с ещё большей внимательностью контролировать качество повторения мантры.

Несколько важных правил, о которых стоит помнить

Для успешной практики стоит помнить о том, что:

  1. джапа не любит спешку (тот, кто тараторит наспех мантры, превращая их в несвязные буквы и слоги, не сможет достичь успеха в практике);
  2. джапа любит уважение (побольше узнайте о выбранной вами мантре; перед началом практики поблагодарите учителей, которые передали людям мантру; не бросайте чётки на пол и не храните где попало; у всего, в том числе и у такого инструмента, как чётки, должно быть своё место);
  3. перебирать чётки можно только правой рукой (некоторые источники говорят о том, что даже трогать чётки левой рукой нельзя);
  4. руки перед практикой нужно обязательно помыть (трогать чётки грязными руками — признак неуважения к ним);
  5. указательный палец не участвует в перебирании чёток;
  6. нельзя совершать практику обнажённым.

Польза джапы для современного человека

Как уже отмечалось ранее, польза от повторения мантр достаточно велика. Наиболее очевидной пользой джапы является успокоение ума. Раз за разом повторяя заветные слова, мозг человека соединяется с силами Вселенной, внешние раздражители теряют свою силу. Казавшееся вчера глобальным и ужасным совещание на работе становится простым пустяком, одной из задач, с которой можно легко справиться. Практикующий как будто растёт над своими проблемами, осознаёт глобальный смысл своей жизни. Практикуя джапу, мы придём к поиску себя и цели своего существования в жизни. Поймём, что мы — это не работа и кино по вечерам, мы — нечто большее, пришедшее в этот мир для решения важных и нужных задач, задач, на которые нужны силы.

Сила — это ещё один плюс, который мы можем получить от практики чтения мантр. Как уже говорилось, джапа соединяет человека со Вселенной, и она охотно делится своей силой и энергией, наполняя нас. И только от нас зависит, в какое русло мы направим полученную энергию, в нас есть всё, чтобы изменить мир к лучшему, и джапа — отличный вариант почувствовать это.

Джапа сделает нас более сосредоточенными. Практикуя чтение мантр, мы учимся концентрировать всё своё внимание на звуке. Пожалуй, нет в йоге практики, позволяющей столь же качественно развить в себе чувство концентрации на каком-либо объекте. Этот навык пригодится нам в повседневной жизни. Мы научимся видеть главное, не отвлекаться на пустяки и, как следствие, доводить начатое до конца.

Мы обретём контроль над своим умом и эмоциями. Предаваясь аскезе, каждый раз, взяв в руки чётки, мы побеждаем свою лень, проходим через десятки «не хочу», мы понимаем, что только мы можем взять под контроль свои эмоции. Управляя своим умом, мы легко можем подчинить своей воли эмоции, а значит, стать более спокойными и уравновешенными. Мы перестанем идти на поводу своих чувств, тем самым сделав себя свободными.

Джапа медитация для начинающих, как читать ее правильно

Намасте, уважаемые читатели, на связи Руслан Цвиркун! Сегодня поговорим о Джапа медитации, разберемся что это такое и как ее правильно повторять, а также в приложении к статье можно послушать Джапу Шрилы Прабхупады.
Это очень могущественный метод духовного самоосознания, и я сам лично его практикую уже более 10 лет.

Что такое Джапа медитация?

Джапа — это индивидуальное повторение мантры или имен Бога.

В древних текстах говорится:

махаршинам бхргур ахам
гирам асмй экам акшарам
йаджнанам джапа-йаджно ’сми
стхаваранам хималайах

маха-ршинам — среди великих мудрецов; бхргух — Бхригу; ахам — Я; гирам — из звуков; асми — (Я) есть; экам акшарам — пранава; йаджнанам — из жертвоприношений; джапа-йаджнах — повторение святых имен; асми — (Я) есть; стхаваранам — из неподвижных; хималайах — Гималаи.

Из великих мудрецов Я Бхригу, а среди звуков Я трансцендентный звук ом. Из жертвоприношений Я джапа [повторение святых имен], а из недвижимого — Гималайские горы.»

Практика повторения

Более 10 лет назад, когда я в первые познакомился с Джапа медитацией, я ощутил необычный опыт. Приведу сравнение, чтобы Вам было боле понятно то, о чем я говорю.

Представьте, что Вы находитесь совершенно одни в огромном холле или зале с хорошей акустикой. И в этот момент если громко закричать, а потом замолчать. Можно будет почувствовать как после этого вокруг создается гробовая тишина. Чувство достаточно необычное. Примерно такое чувство было и у меня при первом опыте Джапа йоги.
Ум всегда находится в движении и беспокойстве, но джапа успокаивает ум и в такие моменты можно ощутить эту тишину.

Во время Джапа медитации необходимо концентрироваться на звуке и на смысле мантры, которую повторяете. Тогда можно получить максимальный эффект.

Залог успеха в джапе — это сосредоточенность. Под сосредоточенностью я подразумеваю спокойный и сконцентрированный ум.Не стоит пытаться сконцентрироваться за счет того, что напрягаете тело. Напряжение, наоборот, мешает концентрации внимания.
Когда тело расслаблено и не испытывает какого — то излишнего дискомфорта, тогда и Ум легче собрать и направить в нужное русло.

При повторении Джапы чаще всего повторяют Маха Мантру, самую могущественную мантру из всех. Но в разных традициях могут использоваться разные мантры.

Джапу можно повторять тремя методами:

  • вслух;
  • шепотом;
  • мысленно.

Более подробно об этом читайте в статье индийские мантры для медитации.

Заниматься Джапа йогой можно как сидя в медитативной асане,

Это чуть ли не единственный вид медитации, который можно практиковать при ходьбе и вообще в любом состоянии и месте.

Джапа Мала

Традиционно джапу повторяют на четках, на джапа мале. Я написал об этом подробный пост и снял видео, о том как правильно медитировать на четках. Там я подробно все объясняю и показываю, рекомендую ознакомиться.

Читайте также:
Какие лекарства есть от варикоза вен на ногах

Сколько кругов повторять

Сколько кругов повторять каждый решает сам для себя.
Я начинал повторять Джапу с одного круга в день.Один круг — это 108 бусин на четках, на каждой бусинке повторяется одна мантра. В настоящее время мой минимум — это 16 кругов. Я знаю таких личностей, которые повторяют ежедневно 32 и даже есть такие, кто читает 64 круга.
Вы можете начать с малого и постепенно шаг за шагом двигаться вперед.

Регулярность — это один из секретов успеха для начинающих.
Установив какую — то планку следуйте ей. Например, один круг, но ежедневно не взирая ни на что. Даже если интенсивный график, занятость, работа, учеба, семья и т.д. Перечислять можно долго.
Постепенно утвердившись в этом начинайте увеличивать. Повторяйте два круга, потом три или четыре. Таким образом, можно без особых усилий, очень естественно научиться это делать

Этого достичь не так уж и просто, требуются годы и годы практики. Я встречал в Индии таких личностей, это по настоящему Святые, освобожденные души.

Как я уже говорил, Джапа — это индивидуальная практика, но ее можно практиковать и всем вместе. В одном зале, комнате, лужайке и т.д. Просто практикующие сидят все вместе, но каждый повторяет так, чтобы слышать только самого себя. Повторяя всем вместе, коллективно мы можем слышать как наш сосед повторяет мантру, и это может нам помогать.

Бывает Ум убегает, отвлекается на посторонние вещи, а услышав звуки мантры возвращается сразу же назад.

Еще один из действенных методов, чтобы улучшить повторение — это повторять рядом с теми кто обладает большой погруженностью и вкусом к этой деятельности. Если таких личностей нет рядом, то можно включать аудио запись, с голосом возвышенной личности.

Шрила Прабхупада

Я предлагаю Вашему вниманию послушать запись джапы Шрилы Прабхупады, Великого индийского святого, философа и ученого.
Включите негромко эту запись, и повторяйте сами. Не старайтесь повторять в такой же манере и ритме. Пусть ваша скорость будет индивидуальна, просто голос Шрилы Прабхупады, под музыку и звуки природы будет помогать Вам в этом.

И еще одна запись с Джапой Шрилы Прабхупады, где он повторяет в быстром темпе.

Если Вам понравилась эта статья поделитесь ей пожалуйста со своими друзьями в социальных сетях и оставляйте свои комментарии.

На сегодня все. Спасибо за Ваше внимание.
С уважением, Руслан Цвиркун.

Джапа йога. Как осуществлять джапу

Четки для джапа-йоги. Правила и разновидности джапа-йоги

Джапа йога — это духовная практика, основанная на медитативном повторении мантр или имен Бога. Джапа считается легким путем богопознания. Это связано с тем, что она не требует физических нагрузок, как другие виды йоги.

Обряд повторения молитв в различных формах существует в большинстве мировых религий. Но дхармические религии придают ей особенно большое значение. В Христианстве аналогом джапа-медитации можно назвать молитвенные практики, которые заключаются в повторении молитв с использованием чёток. При этом человек может находиться в позиции для медитации или просто заниматься своими делами, стоять или ходить. Самым важным при этом является то, что он должен обязательно сосредоточиться на звуках мантры. Возможно использование джапы и в качестве части формального обряда поклонения с группой лиц.

Как осуществлять джапу

В принципе, повторять мантру можно в любое время суток. Но в гаудия-вайшнавизме считается, что лучшим временем для повторения джапы является период брахма-мухурты. Это время представляет собой ранние утренние часы.
Джапа имеет различные цели, которые находятся в зависимости от применяемой мантры и религиозной философии практикующего. И в буддистских, и в индуистских традициях, мантры чаще всего дает ученикам их учитель, которого называют гуру. Это происходит только после специальной формы духовного посвящения.

Конечной целью джапы может стать мокша, нирвана, бхакти, а также просто личное молитвенное общение с Богом.
Прежде всего, джапа должна войти в привычку человека. Но к занятиям следует приступать только с чистой душой, верой и божественной любовью. Совершать джапу необходимо с чувством. При этом очень важно знать смысл произносимой мантры. Необходимо также научиться во всем и везде ощущать присутствие Всевышнего.

Обычно при всех видах джапы применяются четки, которые называются джапа-мала. Последователи вайшнавизма чаще всего с этой целью используют чётки, которые изготавливаются из дерева туласи или нима. Шиваиты же пользуются четками под названием рудракша. Количество бусин в чётках джапа малы обычно равно 108.
Это связано с особенным священным значением этой цифры в обеих традициях. Чаще всего джапа-малу носят на шее. Но кришнаиты, к примеру, носят ее в специальном мешочке. Это позволяет сохранять четки в чистоте.

Мала представляет собой нить, на которую нанизаны бусины. Они закреплены на ней узлами созидания (брахма-грантхами). Имеется и 109-я бусина, которая называется Сумеру. Она большого размера и нужна для того, чтобы возвращать отвлекшегося человека к мантре. Это необходимо по той причине, что многие люди во время молитвы отвлекаются от самой мантры и произносят ее автоматически. Когда же пальцы наталкиваются на большую бусину, это отрезвляет ум.

* Прежде всего, необходимо выбрать себе мантру или имя Бога. Лучше всего, если это имя было дано Наставником. Мантру необходимо повторять каждый день от 108 (1 круг чёток) до 6912 (64 круга чёток) раз.
* Бусины при этом перекатываются только при помощи среднего и большого пальцев правой руки. Строго запрещено использовать указательный палец.
* Четки не должны висеть ниже пояса, руку с ними следует держать на уровне сердца или носа.
* Не следует пересекать Меру (макушку) четок. Дойдя до нее, нужно вернуться обратно.
* Нельзя смотреть на четки. Нельзя также, чтобы их видели другие люди. Для этого их рекомендуется накрывать чистым носовым платком, который нужно стирать каждый день.
* Некоторое время джапу необходимо читать мысленно. Если при этом Вы отвлекаетесь, то можно начать чтение шепотом или вслух. Но потом необходимо снова вернуться к мысленному повторению мантры.
* Рекомендуется сочетать мысленное повторение мантры с любой работой.
* Утром, перед чтением джапы, следует обязательно вымыть тело, лицо и рот. В остальное время это не обязательно. Джапу можно повторять в любое свободное время. Особенно подходят для этого утро, полдень и вечер.
* Джапу рекомендуется сочетать с ритмичным дыханием, или пранаямой. Медитировать при этом следует на форму Вашего Божества. Для этого перед глазами помещается его изображение. Важно думать о значении мантры.
* Каждый слог мантры необходимо произносить правильно и отчетливо. Не стоит делать это слишком быстро или слишком замедлять темп. Если начинаете отвлекаться. Ускорьте темп произнесения.
* Никому нельзя открывать свою гуру-мантру.
* Не следует просить у Всевышнего мирских вещей.
* Необходимо соблюдать молчание, нельзя отвлекаться или поддаваться чувству тревоги.
* Рекомендуется читать мантру, сидя при этом лицом на восток или на север. Лучше всего делать это в специальном помещении для медитаций или в уединенном местечке на природе.
* В стеснённых условиях лучше повторять джапу с некоторымии нарушениями правил, нежели вовсе не прославлять Бога, ссылаясь на несовершенство обстоятельств.

Читайте также:
Черный молотый перец: как получают и противопоказания

Джапу йогу принято подразделять на 4 вида: байкхари, или звуковая; упаншу, или шепчущая; манасик, или мысленная, и ликхит или пишущая.

Байкхари подразумевает произнесение мантры вслух. Данная практика приводит к быстрому формированию устойчивости ума и способствует заряжению его энергией. Благодаря ей человек обретает спокойствие.

Упаншу – это произнесение мантры шёпотом. Однако при этом ее должен слышать только сам шепчущий. Звука почти не должно быть слышно. Данный вид джапы оказывает более тонкое воздействие на ум человека.

Манасик джапу не следует практиковать до того, пока человек не освоил байкхари и упаншу. Особенно это необходимо людям, имеющим неустойчивый ум. Манасик джапа представляет собой ещё более тонкую технику.

Наибольшее распространение она получила в Индии, а теперь уже и в России Она должна обязательно привести человека к просветлению.

Ликхит джапа чаще всего предназначена для тех, кто с успехом освоил предыдущие виды джапы. Это записывание мантры сотни раз как можно более маленькими буквами. Для этого обычно принято использовать красные, голубые или зелёные чернила.

Джапа йога из книги Сарасвати Сатьянанда Свами

Слово “джапа” означает “ротация” (или вращение) сознания и соединение своей сущности с Высшей Сущностью. Неотъемлемым атрибутом джапа йоги является мантра или определённым образом сгруппированные звуковые вибрации, которые благотворно воздействуют на психическую природу человека. Традиция утверждает, что наибольший эффект от мантры исходит тогда, когда её даёт сам гуру или когда она спонтанно приходит во сне. Самое главное, чтобы ум принял эту мантру, привлечённый её обаянием. Когда мантра проговаривается вслух или ментально, вибрация мантры создаёт определённую форму внутри человека. Этот внутренний, или психический, символ обладает потенцией к физическому проявлению. Мала, или чётки, – следующий атрибут джапа йоги. Мала – это нить с нанизанными на неё 108 бусинами, которые зафиксированы узлами созидания (брахма-грантхами). Кроме того, есть ещё одна большая, 109 бусина, называемая Сумеру и предназначенная для того, чтобы возвращать блуждающий ум к мантре (к руке с чётками) всякий раз, когда пальцы, перебирающие бусы, наталкиваются на большую бусину. Очень часто начинающие то ли бессознательно и спонтанно, то ли вследствие индивидуальных психических феноменов в процессе чтения мантры отвлекаются от самой мантры и автоматически проговаривают мантру, перебирая чётки так же автоматически. Для того, чтобы привлечь медитирующего к мантре, большая бусина как бы отрезвляет блуждающий ум и возвращает его к процессу джапа йоги.
Джапа йога ориентирована на продолжительную ротацию сознания, чтобы скорректировать и сконцентрировать ум на мантре и отвлечь его от всего остального. Такая практика, будучи регулярной, конструктивно воздействует на все физические и психические процессы, протекающие в человеке и улучшает их рабочее состояние. Здесь особо следует отметить, что ум недопустимо грубо отдёргивать или подавлять, принуждая его повторять мантру. Повторение мантры должно стать спонтанным и естественным процессом, а ум – наблюдателем этого процесса. Когда во время повторения мантры возникают различные мысли (а они будут возникать), ученик должен просто наблюдать за ними как бы со стороны, не вовлекаясь в их игру. Эти мысли как пришли, так и уйдут. Просто наблюдайте их и продолжайте свою практику.
Джапа йога подразделяется на 4 вида: байкхари, или звуковая; упаншу, или шепчущая; манасик, или мысленная, и ликхит или пишущая.
Байкхари – произнесение мантры вслух. Эта практика довольно быстро формирует устойчивость ума и заряжает его энергией. Уже после нескольких недель такой практики ум обретает спокойствие. Если вы желаете медитировать на определённый объект, но испытываете некоторые трудности, практикуйте байкхари, т.е. внятную громкую джапу в течение хотя бы часа и после этого можете медитировать.
Упаншу – произнесение мантры шёпотом, но так, чтобы её мог слышать только сам шепчущий, когда движутся лишь губы, но звука почти не слышно. Эта джапа обладает более тонким воздействием на ум и постепенно подводит его к стадии манасик джапы. Обычно упаншу джапу выполняют те, кто хочет практиковать мантру в течение 8-10 часов в день во имя особой цели. В Мантра-шастре, или науке о мантрах, сказано, что мантра может исправлять ошибки судьбы. Правда это или нет, но некоторые люди верят в это и существуют особые мантры, которые специально предназначены для физических целей.
Манасик джапу не рекомендуется практиковать до того, пока не освоены байкхари и упаншу. Люди с неустойчивым умом не способны на реальный прогресс без этих предварительных практик. Манасик джапа является ещё более тонкой техникой и наиболее распространённой в Индии. Священные Писания и мудрецы солидарны в том, что устойчивая и преданная практика мана-сик джапы непременно приведёт человека к просветлению.
Ликхит джапа обычно предписывается тем ученикам, которые успешно справились с другими техниками джапы и добились прогресса в концентрации. Ликхит джапа – это записывание мантры сотни раз красными, голубыми или зелёными чернилами как можно более маленькими буквами. Мантру следует писать очень прилежно, соблюдая пропорцию с ощущением красоты. Чем меньше буквы, тем выше концентрация. Ликхит джапа всегда совмещается с манасик джапой и потому требует ментального повторения мантры.
Если у вас есть мантра, хорошо практиковать её следующим образом: три круга в байкхари, два круга в упаншу и один круг в манасик. Индусская традиция считает, что если человек посвящён в мантру, он должен продолжать её всю жизнь. Джапа-медитация представляет надежную специфическую тропу, несмотря на свой длинный путь. Она повышает все типы садханы и не осложняет духовный прогресс садхака.
Джапа анустхана
“Анустхана” означает выполнение, наблюдение и завершение действия с решимостью и настойчивостью. Анустхану можно отнести к джапе, и тогда она называется джапа анустхана. Её практикуют как средство очищения для дальнейшего духовного прогресса, используя методы физической, умственной и психической дисциплины, или же как средство для достижения своекорыстных физических целей.
Вайкхари джапа анустхану часто культивирует хор практикующих. В некоторых местах Индии одна и та же мантра поётся без перерыва в течение многих лет. Например, в Ришикеше с 1943 года постоянно и круглосуточно, день за днём, поётся мантра “Харе Рама Харе Кришна”. Нет перерыва даже на одну минуту.
Воспевание мантры создаёт атмосферу, сотканную из мощных вибраций.
Джапа анустхана очень популярна в Индии и является лучшим средством для тех, чей ум склонен блуждать. Во время месяца Шраван индусы во всём мире следуют традиции ощипывания листьев дерева бильва. На этих трёхконечных листьях индусы пишут обычно красной пастой Ом Намах Шивая, после чего листья предлагаются Божеству. Такое поклонение продолжается весь месяц, в течение которого пишется мантра непрерывно.
Манасик джапа анустхана, использующая мантру гуру, является самым популярным видом анустханы среди духовных учеников. Прежде чем начать практику, ученик ставит перед собой определённую цель (например, прочитывать 10800 мантр в день в течение 10 дней) и решительно продвигается к ней, не прекращая практику.
Сумирани джапу практикуют на 27 бусинах без большой разделительной бусины Сумеру. Эта практика весьма эффективна, т.к. её культивируют 24 часа беспрерывно. Цель этой техники заключается в том, чтобы не повторять мантру, а ожидать, пока она сама не придёт спонтанно в процессе непрерывного вращения бусинок пальцами. Даже во сне рекомендуется не оставлять этого занятия.

Читайте также:
Что делать, если укусила собака - первая помощь, методы лечения

Натренируй свой ум с помощью Джапа-йоги!

Джапа-йогу лучше всего делать рано утром или вечером перед сном, но это необязательно. Эта практика не требует даже коврика для практики, но лучше всего все-таки использовать свой йогический коврик, или сложенный плед. Нежелательно делать джапу сидя за обеденным столом или на кровати, где вы спите, т.к. это притягивает ненужные в практике ассоциации. Но, в крайнем случае, джапу можно делать где угодно, и когда угодно.

Инструмент, который используется в джапе — это ум практикующего, точнее, внимание. Но используется также мала (четки с 108 бусинами), и мантра — определенным образом сгруппированные звуки, которые положительно воздействуют на состояние ума — делают его свободным от внешних отвлечений и внутренних стремлений, делают его спокойным и сосредоточенным. В зависимости от мантры практика может давать радость, избавлять от страха, успокаивать или бодрить. Но основная задача джапы — научить практикующего концентрироваться и разотождествляться с потоком своих мыслей и желаний, это само по себе большое достижение.

Зачем читать джапу с помощью четок? Просто потому что 109-я бусина («Гора Сумеру») позволяет «пробудить» ум, подуставший от повторения мантры, и напомнить в конце каждого круга, когда пальцы наталкиваются на нее, что вы делаете, и зачем. Если ум отвлекся на посторонние мысли, «Гора Сумеру» пробуждает к осознанной практике.

Некоторые делают джапу так, что пот на лбу выступает от напряжения, это не оптимально. Лучше читать мантру естественным образом, стараясь расслабиться физически, насколько это возможно, при этом не теряя выбранной позы (обычно Падмасана, Ардха-Падмасана, Сукхасана или Ваджрасана), и ментально. Если появляются отвлекающие мысли, не надо стараться их «подавить», это только больше отвлечет от мантры. Мысли просто следует отпустить, словно они не интересны. Как вы не станете рассматривать некрасивую, не привлекательную картину или ничем не выдающееся лицо, так же нужно просто «потерять интерес» к возникшей мысли, какой бы примечательной она не казалась. Если появляются идеи что-то сделать по дому или желание позвонить кому-то, или написать и-мейл по работе — мы тоже игнорируем эти тенденции. Также не надо менять позу во время практики, иначе можно вертеться до бесконечности.

Легче и надежнее всего делать Вайкхари — такой тип джапы, когда мантра повторяется вслух (но так, чтобы не мешать окружающим и не привлекать к себе повышенного внимания). Мантра читается в среднем темпе; если ум отвлекается — скорость увеличивают, для успокоения эмоций — замедляют, затем снова возвращаются к среднему темпу, который и держат как можно дольше во время практики. Попрактиковав такой типа несколько недель ежедневно и достигнув заметной устойчивости ума, можно попробовать иногда переходить на шепот (этот тип джапы называется Упаншу — это и значит «шепотом»). Следующие несколько недель имеет смысл начинать с Вайкхари — почитать несколько кругов мантры вслух, затем делать 1-2 круга джапы шепотом. Постепенно даже при переходе на шепотом внимание перестанет ускользать (хотя вначале это может создать проблему с посторонними мыслями или же становится «скучно» делать практику). После этого можно пробовать делать джапу мысленно. Манасик-джапа — самый мощный по воздействию метод, и это настоящая проверка для тех, кто считает себя йогом (или йогиней)! При чтении мантры в уме легче всего отвлечься и на время забыть о практике. Зато если вы способны удерживать концентрацию на мантре целый круг (108 бусин) — это уже большое достижение!

Когда первый, второй и третий этапы практики освоены, обычно рекомендуется такая схема медитации:

  • Вы читаете 3 круга Вайкхари-джапы (вслух),
  • Потом 2 круга Упаншу-джапы (тихим шепотом),
  • И 1 круг Манасик-джапы.

При достижении мастерства, можно сделать два или три «подхода» таким способом, а затем и повысить число кругов в каждом «подходе». То есть, схема для начинающих — 3-2-1, для среднего уровня — 3-2-1-3-2-1 и для продвинутого 6-4-2-6-4-2-6-4-2, по вашему желанию. Если внимание вообще почти не отвлекается, можно также практиковать Манасик-джапу столько, сколько у вас есть для этого свободного времени. Мастера джапы способны удерживать внимание на джапе не несколько кругов, а часы! В особых случаях джапа делается 7-8 часов без перерыва на еду — это настоящая «перезагрузка» ума, которая, однако, неприемлема для начинающих.

Существует еще один тип джапы — Ликхит — написание мантры (мантра должна быть одна для всех типов, иначе не произойдет скачкообразного повышения концентрации при смене метода). В этой технике мантра пишется маленькими аккуратными буквами на листе бумаги, иногда это делают разноцветными чернилами (каждая буква «своим» цветом), так что получается привлекательный «абстрактный рисунок». Такая картинка — доказательство терпеливости, кропотливости практикующего, его способности к концентрации. Ликхит-джапа практикуется, когда достигнута устойчивая концентрация в Манасик-джапе.

Во время практики нельзя думать о корыстных целях, следует представлять, что ум и эмоции очищаются. Лучше также заранее озаботиться тем, чтобы на время практики вас ничто не побеспокоило. Лучше всего, конечно, получить персональную мантру от Гуру (духовного наставника), но это не обязательно.

Читайте также:
Как можно удалить жировик народными средствами

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Джапа-йога

Слово “джапа” означает “повторение”, и в джапа-йоге повторяется мантра при помощи малы, содержащей обычно 108 бусин, число которых соответствует способу использования четок. Этот метод легко изучить и он на удивление эффективен, поэтому он больше всего используется индийскими йогами на Западе.

Трансцендентальная медитация, которая популяризируется Махариши Махеши не что иное, как комбинация манасика-джапы и антар-мауны. Свами Сатчидананда в Нью-Йорке, который предлагает йогу вместо ЛСД, учит своих учеников джапе, так же как и хатха-йоге.

Мантру, которая может содержать один или несколько слогов, дает ученику его гуру. Это необходимо, так как мирянин должен понимать науку мантры для того, чтобы практиковать ее; необходимо также упорядочить свои привычки и сохранять волю.

Методов Джапа-йоги существует несколько.

ВАЙКХАРИ: здесь мантра произносится громко и отчетливо; часто распевается очень длинная мантра. Одна из наиболее известных мантр стала лозунгом недавно основанного в Лондоне храма Радха Кришны: “Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе. Харе, Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе и т. д.”. Эта мантра распевается в специально отведенном Бхаджан-зале двадцать четыре часа в сутки; этот зал находится в ашраме Шивананды с 1943 года. Это место, где мантра может распеваться в течение сотен часов.

УПАМШУ: здесь мантра шепчется или бормочется.

МАНАСИКА: мантра повторяется мысленно. Эта техника будет объяснена позднее.

ЛИКХИТА: мантра пишется как можно мелкими буквами в особой книге; она может писаться голубыми, красными, зелеными чернилами и повторяется несколько сот раз. Буквы должны быть такими маленькими, насколько возможно. Иногда несколько сот этих букв располагаются в виде символа, но чаще они пишутся в строчку. В Индии в течение одного месяца (Шравана) ликхита-джапа практикуется на листьях дерева Билва многочисленными верующими.

Наиболее часто при этом используется мантра “Ом нама Шивайя”. Она пишется пастой, сделанной из сандалового или красного порошка; пишется эта мантра в течение всего дня и ночи. На следующее утро эти листья с надписями жертвуются божеству в его храме.

АДЖАПА-ДЖАПА: эта техника будет дана ниже.

Для всех техник джапы, за исключением только ликхиты, обязательно использование малы. Изготавляются они из следующих материалов:

а) древесины туласи. Это растение – представитель семейства базилевых, считается священным деревом индусов. Он высаживается в большинстве ашрамов и частных садах и его листья часто приносятся в жертву в храмах или съедаются как прасад. Последователи бога Вишну и его воплощений Рамы и Кришны используют малы, изготовленные в основном из дерева туласи;

б) древесины сандала, но, согласно традиционным взглядам, древесина сандала противопоказана эмоционально возбудимым людям, остальные же могут ею пользоваться;

в) бусины из кристаллов используются в основном теми, кто поклоняется Божественной Матери в ее различных формах (Шакти). Существует, однако, мнение, что бусины из кристаллов горного хрусталя имеют сильное излучение и в результате становятся неприятными при длительном использовании;

г) плодов рудракши, растущих в Непале. Первоначально мала из этого материала были принадлежностью исключительно саньясинов. Сегодня, однако, они могут быть легко приобретены в магазинах Индии многими желающими.

Мала, которые используются мастерами, в основном изготовлены из древесины туласи. Когда ученику дают его мантра-дикшу, ему вручают и мала.

Мантры, которые играют важную роль в йоге, даются жрецом в определенных случаях. Впервые мантра получается при рождении; затем при начале обучения или же при получении самостоятельности. Третья мантра дается при женитьбе, четвертая дается при отречении от мира. Естественно, эту четвертую мантру получает не каждый. В последний раз человек сталкивается с мантрой смерти в момент смерти. Мантра читается при приближении смерти.

Одни мантры широко известны, другие применяются в особых случаях, таких, как укус змеи, встреча с нежелательным человеком и другими неприятными обстоятельствами. Насколько серьезно действие мантры испытал на себе сэр Джон Вудрофф, который служил судьей в Калькутте. Однажды, когда он проводил заседание суда, он вдруг с ужасом обнаружил, что не может осудить ни одну из сторон. До этого подобного с ним не происходило никогда. Он начал присматриваться и обнаружил, что обе стороны бомбардируют его мантрой, чтобы оказать влияние и расположить в свою пользу. С этого случая началось его исследование в тантра-йоге, и он обнаружил, что основой тантра-шастр является система мантр, имеющая глубокое философское значение, еще не рассмотренное западной наукой достаточно серьезно.

Вначале мантра была способом поклонения и молитвы БогоМатери, куда входили мантра и янтра. Сегодня тантра часто понимается неправильно. В Индии она непосредственно стала приемом черной магии – надувательством, которое якобы помогает в любых жизненных ситуациях. На Западе тантра ассоциируется с заговариваем крови и сексуальной практикой. Но магии и оргии никогда не были тропой тантры: это случается при неправильном понимании ее элементов. Так, различные виды совокупления, изображенные на стенах пещерных храмов Индии, понимаются ошибочно, так как они изображают духовные упражнения, таким образом защищаемые от профанации туристами. Они представляют бога Шиву и его Шакти в первичном состоянии. Эта пара в таком состоянии называется “майтхуна”, слово, которое в индийской астрологии применяется для обозначения сдвоенности. В европейской эзотерической традиции это состояние часто представляется гермафродитизмом, которое в геральдике представлено двухголовым орлом. В майтхуне мужчина и женщина проявляются как материально, так и духовно, и их союз является финальной целью всех троп.

Многие люди предполагают, что тропа тантры является путем оргий и магии. Поэтому не случайно создан миф появления тантра-шастр:

Этот миф утверждает, что те, кто ест мясо, например, каста кшатриев, должны применять особую духовную технику, поскольку они употребляют мясо. Женатые люди, не могущие избежать половой жизни, также получали возможность спасения.

Это демонстрация того, что йога подходит для любого человека, независимо от его образа жизни и профессии. Эти люди в противоположность тем, кто избрал чисто духовную тропу, называются в Индии домохозяйками (грихастхами). Материальное должно находиться в гармонии с духовным; Шакти, как Кундалини или змеиная сила, остается у основания спины, а ожидающий наслаждения Шива находится в Сахасраре, центре мозга, в сознательном потоке энергии. Сегодня эти два полюса можно назвать генетическим кодом и цепью ассоциаций личности.

В момент создания мира первоначальная точкоподобная пара разделилась и жизненная сила перешла на два различных уровня сознания и дала рождение мира. (Прим.: создание и растворение мира является космическим процессом, который воспринимается в эволюции индивидуального сознания). Это проявление силы называется Кали. Субъект и объект разделяются, и мир становится названием (нама), звуком (шабда) и формой (рупа). Хотя все сформировано из одной и той же силы, индивидуальность осмысливает только внешние формы, и поэтому думает, что предметы различны.

Читайте также:
Отбеливающая зубная паста: как правильно выбрать

В процессе медитации на одной из троп – цель которой расплавить дуалистичность – это воспринимается как божество или бытие, растворяющееся в космосе. Это является следствием романтического пантеизма или неправильного понимания индийских концепций.

В тантра-йоге богиня Кали символизирует восходящее и нисходящее сознание. Этот процесс следует по определенному закону, согласно которому все люди и объекты мира находятся в определенной зависимости друг с другом и со всем космосом. Ясно, что один человек отличается от другого; он имеет свою личную структуру. он думает и чувствует различно и состоит в различных взаимосвязях с космосом и со всеми другими людьми. И все же человек относится к одному типу существ, общие черты которых сильнее их индивидуальных различий.

Этот космический закон символизируется ожерельем богини Кали, состоящим из различных слогов. Двенадцать слогов вместе означают “Имя” или “Звук” всей Вселенной, обозначаемый глагольным корнем ОМ. Все другие слоги являются аспектом этого конечного принципа и, как комбинация целого, являются определенной мантрой, особенно подходящей данному человеку; более того – этот слог является символом его личности. Повторяя его, он повторяет себя. Этот звук, повторенный сотни раз, становится постоянным отражением себя.

Так как мир не только проявляется как звук, но и как форма, каждая мантра должна сопровождаться формой янтры или Ишта-Дэватой. Согласно индийской традиции, эта форма представляется фигурой бога-хранителя или гуру. Для западного ученика этот символ может быть абстрактным, например, цветком, деревом, животным и т. д., а также, разумеется, любым религиозным символом, который выглядит наиболее симпатично. Он включает любую частную форму, но с условием, что ее каждый; должен открыть для себя и которая является им.

Эта форма необходима тогда, когда сознание исчезает в подсознании (то есть в момент пратьяхары).

Мантра обычно дается гуру, который, спросив дату рождения ученика, может понять индивидуальную комбинацию его личности. Если гуру нет и получить таким образом мантру нельзя, ее можно выбрать в соответствии с одним из пяти элементов. Мантра, которая может быть использована каждым без различия – ОМ.

Если будет выбрана неверная мантра, это может иметь определенный терапевтический эффект так же, как и в случае правильной мантры, но в глубокой медитации такая мантра окажется бесполезной, так как в ней проявится только часть личности, запрограммированной в подсознании. Хотя это и действует определенным образом, но не приводит к полному объединению различных частей.

ТЕХНИКА:

Возьмите малу в правую руку, держа ее между большим пальцем и третьим или четвертым пальцами. Второй и пятый пальцы остаются расслабленными. Начните с бусины, прилегающей к центральной (отмеченной маленькой кисточкой) и не быстро, но и не медленно отделите одну бусину, как только начнете мантру; нити не должны пересекаться, малу всегда находится в одной и той же руке, которая двигает бусины. Держать малу следует на уровне сердца или колена и отсчитываемая бусина всегда должна двигаться от ладони к телу. Левая рука используется для счета, один палец для полной малы или для трех мал, тогда один сустав пальца соответствует одной малу. Одна бусина соответствует одной произнесенной и продуманной мантре. Все должно соответствовать дыханию; вначале для этого приходится прилагать немалые усилия внимания.

Мантра сама по себе должна координироваться с различными чакрами, наиболее часто с Аджна-чакрой. Следующие наиболее важные Виджа-мантры соответствуют элементам и их частным чакрам:

ОМ = для свами или людей, решивших посвятить свою жизнь духовному пути. Концентрация на Аджне

Лам = земля – для чувственных людей. Муладхара чакра.

Вам = вода – для эмоциональных людей. Свадхистхана чакра.

Рам = огонь – для людей с сильной волей. Манипура чакра.

Ям = воздух – для думающих. Анахата чакра.

Хам = эфир – для уравновешенных людей. Вишуддха чакра.

Кроме того, существует огромное количество мантр, связанных с различными богами; наиболее важными являются тридцать четыре Гайатри-мантры. Приведем две из них:

Мантра является признаком уважения и молитвы к определенному божеству. Йоги обычно используют “ом нама Шивайя”, которая является обращением к сохраняющим силам.

Если вы выберете манасика-джапу как свой путь и будете добиваться такого восприятия в джапа-йоге, чтобы ваше подсознание могло повторять мантру естественно и спонтанно, то лучше всего начать с джапа-ануштханы. Практически она выражается в том, что следует взять двухнедельный отпуск и практиковать мантру по четыре часа утром, четыре часа в обед и четыре часа ночью. Тогда следует соблюдать следующие характерные принципы:

Джапа обычно является формой садханы или учения для ученика, идущего по духовной тропе, хотя ею очень часто достигается и материальный успех или сиддхи.

Это трудно и тяжело понять, но результат оказывается потрясающим. После нескольких дней достигается состояние, подобное наркотическому, с той только разницей, что оно не дает “побочных” или “последующих” эффектов. Наконец, когда достигается манасика-джапа, тогда достигается состояние полного покоя и гармонии, которое ничто более не в состоянии потревожить.

Джапа йога

Джапа йога (Мантра йога)

Что такое джапа йога?

Джапа йога означает повторение мантр или имен Бога. Она относится к анга в йоге и считается духовной пищей для каждой души, ищущей ответа и освобождения. Бредя по пути самореализации каждый садхака (ученик) должен держать в руке шест — джапу. Джапа йога является настоящим волшебным эликсиром, который в наш век Кали-юги способен подарить человеку покой, блаженство и бессмертие.

В практике джапа йоги существует джапа, объединеннеая с дхъяной. Дхьяна — это тотальный контроль сознания, медитативная концентрация, процесс созерцания конкретного объекта, и так далее. Новичкам рекомендуется начинать выполнение джапы вместе с дхьяной, что облегчит процесс учебы. Позже, когда техники будут освоены, джапу и дхьяну можно выполнять как раздельно, так и совмещая с другими учениями йоги.

Имя (нама) и объект (рупа), обозначенные конкретным именем неразделимы. Мысль и слово неразделимы. Каждый раз, когда вы думаете о каком-то человеке, в вашем сознании возникает его образ, и наоборот. Даже когда вы совершаете джапу Рамы, Кришны или Иисуса, их образы предстают перед вашими глазами. Именно поэтому джапа и дхьяна также неразделимы и всегда совершаются вместе.

Когда вы совершаете джапа йогу, вы должны делать это с чувствами. Всегда знайте смысл мантр, которые читаете. Думайте о Боге, постарайтесь почувствовать его в каждой детали. Ощутите его свет внутри себя. Помните, что он всегда слышит ваши молитвы, он всегда рад им и всегда готов помочь вам следовать по пути Истины.

Читайте также:
Значение белков, жиров и углеводов для организма

Мантра

“ Мананат-траяте ити мантра” — это обращение к манане, обдумыванию и мышлению. Она помогает избавится от сансары — вечного круга рождений и смертей. Благодаря мантрам, джива или индивидуальное сознание достигает освобождения от грехов, очищая свою карму, достигает высшего блаженства и полного освобождения. Мантры называются мантрами, поскольку достигаются с помощью психического процесса. Первая часть слова “ман” означает “думать”, а “тра” — “защищать” или “освобождать”. Соответственно, с помощью мысли, мантра освобождает ученика от рабства майи. Согласно Ведам, она дает возможность достичь четырех основных целей в жизни:

1. Дхарму (добродетель).

2. Артху (материальное благосостояние).

3. Каму (физическое и эмоциональное удовлетворение).

4. Мокшу (спасение).

Мантра похожа на божественность, выраженную посредством звука. Она есть Шакти, проявляющая себя в произношении. Священная мантра или Божественное имя является одним из символов Верховного Бога. Она обращается к самым таинственным глубинам общения мудрецов с богами, она известна со времен ведических Упанишад. Людям следует хранить эти символы, как драгоценные ключи к трансцендентальным мирам.

Джапа йогу можно отнести к точным наукам, поскольку в индуизме мантра обусловлена шестью неизменными принципами:

1. Риши (самореализовавшийся человек) впервые получил мантру от богов и через него она попала в наш мир. Он является ее драштой или проводником.

2. Мантра всегда строится по принципу чхандас — метрика, объясняющая поэтический метр в Ведах.

3. Каждая мантра составлена таким образом, что в каждом ее слоге заложена божественная энергия деваты.

4. Мантра содержит в себе биджу или семя. Это семя выражено в определенных словах или в их комбинациях, несущих мистическое значение, что и придает мантре божественную силу.

5. В мантре заложена энергия Шакти: то есть вибрации, создаваемые звуками отображают ее силу. Произношение мантр словно связывает исполнителя с Шакти, привнося в ее душу часть божественного могущества.

6. Мантра имеет килаку — стержень. Он позволяет сохранять энергию, приходящую из космоса внутри тела ученика, помогает раскрыть чайтанью — чистое сознание.

Зная эти понятия и честно выполняя практику, преданный ученик джапа йоги обретает даршану (видение Бога) через Ишту Девату.

Звук и изображение в джапа йоге

Каждый звук создан из вибрации. Вибрации создают различные неповторимые формы. Каждый звук может произвести в форму в незримом для человека мире, а комбинации звуков — сложные формы. Исходя из этого, повторение мантр имеет мистическую силу, способной проявлять Бога, подобно тому, как при расщеплении атома выделяется энергия, находящаяся в нем. Если мантра составлена правильно и направлена на обращение к конкретному божеству, то вибрации, издаваемые голосом произносящего достигают его или ее, привнося в материальный мир часть неведомого и святого. Бог одушевляется в момент произнесения мантры. Например, мантра “Ом намах Шивая” воспроизводит форму Бога Шивы, а “Ом Намо Нараяна” обращена к Вишну.

Слава божественного имени джапа йога

Имя Бога, произнесенное верно или неверно, осознанно или неосознанно, осторожно или с уверенностью, в любом случае приносит свои положительные плоды. Так же, как уничтожение присуще огню, так и сила уничтожения грехов присуща Богу. Людям остается только лишь выполнять бхава-самадхи, джапа йогу и стараться ощутить блаженное единение с Богом.

Следует помнить, что слава божественного имени не может быть обозначена с помощью ума и интеллекта. Не сработают также и слова описания его имени. Его энергия может быть реализована только через практику, то есть постоянное, верное и преданное повторение мантр или его имени.

В действительности, сила Шакти заключена в каждом слове, в каждом звуке. Если вы произносите какое-то неприятное слово, когда другой человек принимает пищу — его может стошнить. Если вы подумаете о какой-то вкусной еде — вы ощутите ее вкус во рту, у вас начнется слюноотделение. Если кто-то закричит “Змея, змея!” то вы отскочите в испуге в сторону. Слова поощрения способны обрадовать вас, а оскорбления разозлить. Это и есть истинная сила слова и именно поэтому произнесение имени Бога имеет высочайший потенциал. Он не поддается какому-либо измерению, ибо нет ничего выше этого. Даже сейчас, когда вы просто читаете эти строки про имена Бога и про технику выполнения джапа йоги, Бог пребывает в вас, очищает вас и становится ближе.

Разновидности джапы йоги

Мантры можно повторять устно, шепотом и про себя. Можно чередовать эти способы, особенно тогда, когда ум еще не полностью успокоен и требует разнообразия. Если вы будете делать что-то однообразно и монотонно — вы скорее заработаете себе отвращение, нежели откроете путь к Истине.

Мысленное повторение мантр называется манасика джапа, повторение вслух зовется вайкхари джапа, чтение мантр шепотом — это упамшу джапа. Даже простое механическое повторение несет очищающий эффект, однако, чтобы действительно пробудить сердце и ум, следует при каждом произнесении помнить цель, ради которой вы совершаете джапа йогу.

Практику лучше всего начинать с “произнесения” мантр в письменном виде. Для этого заведите специальный дневник, в который вы будете ежедневно в течении получаса записывать ишту-мантру или гуру-мантру, соблюдая при этом полную мауну. Выделите два дня в неделю, например, в субботу и воскресенье, когда записи будут длится в течении часа. Эта практика зовется ликхита-джапа, она в обязательном порядке стоит на пути развития тотальной концентрации.

Трудно переоценить преимущества ликхиты-джапы. Она помогает ученику работать над чистотой ума и сердца, она помогает совершать асаны, следить за индриями, она воспитывает выносливость. С помощью джапа-йоги можно быстро достичь душевного равновесия и беспристрастия. При длительном выполнении техник сама Шакти низойдет к вам и наполнит все ваше существо своей божественностью и бесконечностью.

Следует заметить, что если вы не знаете санскрита, вы можете писать мантры на любом другом языке.

Практические советы в джапа йоге

1. Выберите любую мантру или имя Бога, желательно по совету вашего Гуру и повторяйте ее от 108 до 1080 раз в день (1-10 раз).

2. Держите свою мантру в секрете и никому не рассказывайте про нее.

3. Лучше всего, если у вас будет одна мантра, посвященная Кришне, Раме, Шиве, Дурге, Гаятри или кому-нибудь другому.

4. Вставайте в 4 утра и совершайте джапу на протяжении двух часов. Ранее утро (брахмамухурта) и сумерки являются самыми благоприятными периодами для совершения джапы и медитации. Это время, когда больше всего работает саттва (чистота намерения).

5. Примите ванную, или просто омойте лицо, руки и ноги, прежде чем совершать джапу с утра. В другое время суток это не так важно. Если вам хочется читать мантры в другое время — делайте это.

6. Во время медитации сядьте лицом к востоку либо северу. Лучше всего сидеть на шкуре какого-то животного или на ковре. Если вы положите сверху на него какую-нибудь ткань, это повысит поток энергии во время джапа йоги. Лучше всего выбрать тихое место, например, в храме или на берегу реки.

7. Старайтесь находится в одной позе. Сначала у вас не будет получаться, но спустя месяцы практики и растяжек вы сможете сидеть в позе падмасаны, сиддхасаны или сукахасаны в течении трех часов.

8. Перебирайте в руках четки и постарайтесь не покидать место, пока не прочтете мантру до конца.

9. Для облегчения прочтите несколько молитв, прежде чем приступить к выполнению джапа йоги.

10. Используйте четки из рудракши либо туласи. Бусин должно быть ровно 108.

11. Не допускайте, чтобы четки висели ниже уровня пупка, держите руку у сердца или носа.

12. Не показывайте четки другим, не носите их на себе просто так. Лучше спрячьте их после практики в укромное место. Не забывайте их ежедневно мыть.

13. Переворачивайте бусины средним или большим пальцем, крайне не рекомендуется это делать указательным пальцем.

14. Не скрещивайте четки. Начните читать мантру заново по кругу, когда дойдете до 108-й.

15. Попробуйте совершать джапу без четок, просто следите за временем.

16. Практикуйте иногда джапу мысленно. Когда ваш ум неспокоен, начните читать вашу мантру про себя или шепотом.

17. Когда вы произносите мантру, вы должны сохранять ощущение, что Бог рядом, что он проникает в ваш ум, очищая сердце, мысли, он разрушает ваши иллюзорные желания.

18. Делайте джапу без спешки, целеустремленно и преданно.

19. Очень важно произносить звуки без ошибок. Читать нужно в размеренном темпе, однако, если вы чувствуете, что перестаете контролировать свой ум — скорость можно повысить.

20. Сохраняйте внимание и концентрацию во время джапа йоги. Если чувствуете, что вас одолевает сон — встаньте и пройдитесь.

21. Попробуйте синхронизировать произношение мантры с дыханием, медитируя на своего выбранного Бога. Сохраняйте его образ перед глазами.

22. Самое важное условие джапа йоги — регулярность. Только с нею можно достичь желаемого успеха.

23. Соблюдайте тишину и не отвлекайтесь ни на какие внешние факторы.

24. Очень важным условием является удержание своего тела и ума в статичном положении, поэтому сделайте все свои дела до джнана йоги, чтобы во время практики вас ничего не отвлекало. До начала, за 10-15 минут, прочтите молитву или пропойте имя Бога, настраиваясь на высшую любовь. Только после благочестивого выполнения вы можете покинуть свое место и продолжить заниматься мирскими делами. Сохраняя эту статичность, вы сохраните божественные вибрации внутри себя.

25. Совершайте джапу вне зависимости от жизненных обстоятельств. Если вы не будете забывать о высшей цели, то садхана будет выполнятся с легкостью, удовольствием и благостью.

Мантры для джапа йоги

К Кришне:

Читайте также:
Все о кисте груди у женщин

— Маха-мантра

— Ом Намо Бхагавате Васудевайя

— Ом Шри Кришнайя Говиндайя Гопиджана Валабхайя Намах

— Ом Шри Кришнайя Намах

К Шри Дэви:

— Ом Шри Дургайай Намах

К Ганеше:

— Ом Шри Ганапатайе Намах

К Шри Хануману:

— Ом Шри Ханумате Намах

К Хари:

— Ом Намо Нараяная

— Хари Ом

— Хари Ом Тат Сат

Джугал-мантра:

— Сита Рам

— Радхе Шьям

— Радхе Кришна

К Шри Кали:

— Ом Шри Кали Намах

К Шри Лакшми:

— Ом Шри Маха-Лакшмияй Намах

К Шиве:

— Маха-мритьюнджая мантра

— Ом Намах Шивайя

К Раме:

— Ом Шри Рам Джая Рам Джая Джая Рам

— Ом Шри Рамайя Намах

— Шри Рама Рама Рамети Раме Раме Манораме Сахасранама Таттульям Рама Нама Варанане

— Ом Шри Шита Рамачандрадхьям Намах

— Шри Рам

К Шри Сарасвати:

— Ом Шри Сарасватайе Намах

К Субраманье, Картикейе:

— Ом Шри Сараванабхавайя Намах

Шарангати мантра:

— Ом Шри Рама Шаранам Мама

— Ом Шри Кришна Шаранам Мама

— Ом Шри Сита Рама Шаранам Мама

К Трипурасандари:

— Ом Шри Трипура Сундарайя Намах

Мантры веданты:

— Ом Сохам

— Ом Тат Твам Аси

— Ом Ахам Брахма Асми
Google

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Тема 5 Медитация. Аджапа джапа (Стадия 1)

Медитация. Аджапа джапа (Стадия 1)

В течение следующих нескольких уроков мы будем постепенно знакомить вас с техниками медитации аджапа джапа. Они могут состоять из различного числа стадий, в зависимости от принятого метода; мы опишем пять стадий(1).

Аджапа составляет неотъемлемую часть крийя-йоги. Кроме того, она чрезвычайно помогает развитию осознания дыхания и мантры в порядке подготовки к крийя-йоге. На самом деле, не без оснований говорится, что практикам крийя-йоги должна предшествовать длительная практика аджапа джапы. Поэтому мы призываем вас регулярно заниматься аджапой; и под словом «регулярно» мы подразумеваем не раз в неделю, а ежедневно.

Все живое трепещет пульсациями расширения и сокращения, втягивания и выбрасывания, праны и апаны. Этот пульс бьется в каждой молекуле, каждом аспекте существования. Все пребывает в спонтанном и непрерывном состоянии циклического изменения. Все сущее бесконечно повторяет тонкую мантру.

В человеке этот пульс жизни проявляется многими способами. Самые очевидные из них – сердцебиение и дыхание. Древние йоги разработали удивительный и в то же время простой метод использования этого постоянного биения жизни для успокоения ума и повышения уровней осознания и понимания. Они сознавали, что дыхание представляет собой постоянный ритм, который непрерывно повторяет мантру. Эту мантру обычно называют Сохам или Сахам. Практика носит название аджапа.

Джапу можно определить как непрерывное повторение мантры(2). Суффикс «а» перед словом «джапа» подразумевает, что процесс джапы становится самопроизвольным. То есть, джапа превращается в аджапу, когда мантра повторяется сама собой без усилий; благодаря практике джапы мантра укоренилась так глубоко, что все существо человека пульсирует вместе с этой мантрой. Джапа требует сознательного усилия, в то время как аджапа не требует никаких усилий. Говорят, что джапа исходит из уст, тогда как аджапа исходит из сердца. Джапа – это предварительная практика, а аджапа – высшая ступень джапы.

Читайте также:
Молочница у мужчин: причины, симптомы, пути заражения

Цель практики состоит в том, чтобы создать ситуацию, когда выбранная мантра непрерывно и самопроизвольно повторяется двадцать четыре часа в сутки. Мантра должна захватить все ваше внимание; она должна быть постоянным фоном всех мыслей и действий. Независимо от того, что вы делаете – работаете или отдыхаете, – вы должны постоянно осознавать мантру. Это вызывает невероятную сосредоточенность ума, и со временем все проблемы и колебания ума исчезают.

Кроме того, мантру следует синхронизировать с дыханием. Поэтому человек, достигший совершенства в аджапе, может повторять мантру примерно 21 600 раз в сутки (то есть, 15 вдохов в минуту или 900 в час). Однако на самом деле число повторений мантры будет гораздо меньше, так как постоянная практика аджапы ведет к такому умственному и физическому расслаблению, что темп дыхания резко уменьшается. На продвинутой стадии частота дыхания иногда может составлять два или три раза в минуту.

Ум и все тело должны непрестанно резонировать с мантрой. Это нелегко, поскольку поначалу для предотвращения блуждания ума требуются значительные усилия. Необходимо старание, чтобы натренировать ум повторять мантру в форме джапы. Коль скоро ум блуждает, он будет забывать о мантре. Но когда процесс становится самопроизвольным в форме аджапы, никаких усилий не требуется. Вы будете вынуждены внимать мантре; она будет притягивать вас, как магнит притягивает железо. Однако, чтобы достичь этой стадии, требуется много времени и усилий. Но если достигается стадия непрерывной аджапы, то вся жизнь человека преображается.

Ум становится совершенным отражателем опыта и сознания. Очень немногие люди сумеют повторять мантру круглые сутки. Поэтому достаточно повторять мантру, согласуя ее с дыханием, только в течение установленного времени медитативной практики аджапы, которую мы вскоре опишем. При прилежном выполнении она принесет много пользы, хотя и не так много, как круглосуточная непрерывная аджапа.

Объединение мантры с дыханием

С дыханием можно соединять любую мантру, но обычно используют мантру Сохам, поскольку она возникает естественно и соответствует действительным звукам вдоха и выдоха. Внимательно прислушайтесь к своему дыханию; вы услышите звук Со при вдохе и звук Хам при выдохе. Это особенно верно, если вы делаете уджайи пранаяму(3). В зависимости от длительности вдоха, звук Со будет протяжным С-о-о-о-о; звук Хам будет протяжным Х-а-а-м-м-м-м. Тут почти не нужно никакого воображения. Вот почему Сохам – такая мощная мантра: она почти естественным образом возникает из звука дыхания.

Иногда используют мантры Сахам или Хамса. Это абсолютно приемлемо. На самом деле, если вы можете услышать любой другой звук мантры, возникающий из дыхания, то используйте его; от этого не будет абсолютно никакого вреда. По существу, это, напротив, может принести огромную пользу. Если хотите, вы можете использовать мантру АУМ, Рам, Хрим или любую другую. Вы можете использовать мантру, данную вам вашим гуру, либо гаятри мантру:

Аум бхур бхува сваха

Тат савитур вареньям

бхарго девасья дхиимахии

дхийо йо нах прачодаят[27]

В случае гаятри мантры одну ее половину следует произносить на вдохе, а вторую на выдохе. Можно выбрать любую мантру – это не имеет значения, поскольку речь идет просто о технике. Мантра должна прийти к вам естественно, и коль скоро она выбрана, ее не следует менять.

Однако мы советуем вам выбрать мантру Сохам, так как ее использование для аджапы проверено йогами на протяжении веков. Именно эта мантра наиболее способствует непрерывному осознанию в единстве с дыханием. В Куларнава Тантре мантра Сахам (или Сохам) называется Шри Прасадапара, поскольку она дает высшую благодать (прасада) и считается величайшей (пара) из всех мантр.

Смысл мантры Сохам не имеет особого значения для практики аджапы. Тем не менее, его стоит объяснить: Со – Шива или Он; Хам – Ахам или «я есть».

То есть, Сохам означает «я есть Он», или «я – Шива», или «я – сознание». Точно так же можно разделить на части мантру Сахам (Сах + Ахам), получив тот же смысл.

В практике аджапы в качестве метода подтверждения можно постоянно вспоминать этот смысл. Для тех, кто пережил глубокий трансцендентальный опыт, это прекрасный метод сохранения и поддержания такого состояния осознания. Это метод усиления и углубления отождествления. Однако другим людям нет нужды связывать с мантрой Сохам какой-либо смысл. Это не обязательно для получения результатов. Важны лишь постоянное вспоминание и внимательность.

Аджапу можно практиковать в любой позе, в любом месте и в любое время. Однако для целей фиксированной медитативной практики, которую мы вскоре опишем, лучше всего подходит удобная сидячая асана. Можно использовать падмасану, сиддхасану, сиддха йони асану, ваджрасану, свастикасану, ардха падмасану и сукхасану(4). Подойдет и Шавасана, но эта поза легко приводит ко сну(5).

Соединение уджайи пранаямы и кхечари мудры

И уджайи пранаяма, и кхечари мудра – простые, но очень мощные практики, и для получения максимальной пользы их следует соединять с аджапой(3).

Аджапа – Стадия 1

Описанная ниже техника представляет собой стадию 1, и ее следует практиковать ежедневно до полного освоения, прежде чем переходить к следующей стадии(1).

Сядьте в удобную позу. Закройте глаза и расслабьте все тело.

Держите позвоночник вертикально, но без чрезмерного напряжения.

Скажите себе, что на период практики все проблемы и заботы не имеют значения; все внимание должно быть сосредоточено на практике аджапа джапы. Когда вы будете готовы, приступайте к практике. Выполняйте уджайи пранаяму и кхечари мудру. Осознавайте процесс своего дыхания.

Вдыхая, знайте, что вы вдыхаете; выдыхая, знайте, что вы выдыхаете.

Уделяйте все внимание каждому вдоху и выдоху; чувствуйте ритм движения воздушного потока. Продолжайте в том же духе в течение нескольких минут. Затем представьте себе, что дыхание движется между пупком и передней частью горла.

На вдохе дыхание поднимается от пупка к горлу. На выдохе дыхание опускается от горла к пупку.

Поначалу вам может оказаться трудно представить себе этот процесс; не беспокойтесь, просто старайтесь – важно лишь полностью осознавать дыхание.[28]

Позвольте дыханию стать ритмичным, глубоким и продолжительным, но без принуждения; чем больше вы расслабитесь, тем в большей мере дыхание будет автоматически становиться медленным и глубоким.

Продолжайте в том же духе в течение по меньшей мере пяти минут.

Сохраняйте осознание. Если ум блуждает, что он, безусловно, будет делать, не боритесь с этим, но старайтесь одновременно поддерживать осознание дыхания; это нелегко, но вы должны стараться.

Читайте также:
Воспаление пазух носа причины и симптомы

Затем следует соединить и согласовать мантру Сохам с восходящим и нисходящим движением дыхания между горлом и пупком.

Вы должны одновременно осознавать восходящее и нисходящее движение дыхания и звук Сохам, возникающий в горле.

Мантра и дыхание должны быть синхронизированы так, чтобы:

Со звучало при восходящем движении вдоха от пупка к горлу. Хам звучало при нисходящем движении выдоха от горла к пупку.

Должно иметь место усиливающееся осознание Сохам, по мере того как при вдохе и выдохе дыхание движется от пупка к горлу и обратно.

Если ваш ум блуждает, позвольте ему это делать, но знайте, что он блуждает, и старайтесь сохранять осознание мантры и дыхания.

Продолжайте в том же духе до конца периода времени, который вы отвели для этой практики.

Сущность аджапы, как и всех других медитативных техник, состоит в постоянной внимательности к выполняемой практике. Нет нужды подавлять колебания и отвлечения ума, но вы должны стараться одновременно поддерживать осознание дыхания и мантры. Пусть ум блуждает; все, что вам нужно, – это сохранять осознание.

Аджапа приносит такую же пользу, как все другие медитативные практики. То, какую пользу вы действительно получите, полностью зависит от вашего старания, регулярности практики и степени гармонии вашего ума в настоящее время.

Эта практика – прекрасная и необходимая подготовка для крийя-йоги. Она приносит покой и сосредоточенность ума и непосредственно ведет к медитации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Тема 6 Медитация. Практика

Тема 6 Медитация. Практика Хотя мы назвали описанную ниже технику практикой медитации, в действительности, это продолжение предыдущего метода, предназначавшегося для развития вашего осознания тела(1). Предмет медитации будет подробно обсуждаться на более поздней

Тема 2 Медитация и ум

Тема 2 Медитация и ум Любое определение ума неизбежно оказывается очень ограниченным и произвольным. Например, современная психология ориентировочно подразделяет ум на три части: сознательную, подсознательную и бессознательную. Их очень легко посчитать фиксированными

Тема 5 Медитация. Джапа (Часть 1)

Тема 5 Медитация. Джапа (Часть 1) Многие люди спешат испытать опыт медитации. Их можно понять, однако никакие торопливость и стремление не принесут этого опыта, если не успокоить буйный и коварный ум. Медитация – это спонтанный процесс, который может происходить только

Тема 6 Медитация. Джапа (Часть 2)

Тема 6 Медитация. Джапа (Часть 2) По мере того как человек все больше очищает свой подсознательный ум и продвигается вперед в медитативных практиках, он сталкивается с беспредельностью психики и переполняется невероятными видениями, предчувствиями будущего и другими

Тема 5 Медитация. Аджапа джапа (Стадия 2)

Тема 5 Медитация. Аджапа джапа (Стадия 2) Аджапа джапа – это метод исследования более глубоких областей ума и устранения психологических проблем. На начальных стадиях мантра действует на поверхностном уровне вашего ума, но со временем и при регулярной практике она будет

Тема 5 Медитация. Аджапа джапа (Стадия 3)

Тема 5 Медитация. Аджапа джапа (Стадия 3) Главное различие между джапой и аджапой состоит в том, что джапа, как правило, действует на сознательном плане ума, тогда как аджапа проникает на подсознательный план. В данный момент, читая эту книгу, вы осознаете внешний мир и

Тема 4 Медитация. Аджапа джапа (Стадия 4)

Тема 4 Медитация. Аджапа джапа (Стадия 4) В наши дни все человеческие помыслы полностью поглощены внешним миром. Все в обществе, образовании и т.д. ориентировано на внешние цели и дела. По существу, любую склонность к интроверсии широко принято считать ненормальной.

Тема 5 Медитация. Аджапа джапа (Стадия 5)

Тема 5 Медитация. Аджапа джапа (Стадия 5) В этом уроке мы расскажем о пятой стадии аджапы. В плане подготовки к крийя-йоге эту стадию можно считать завершающей. Существуют и дальнейшие стадии, но они, по существу, составляют неотъемлемую часть крийя-йоги и будут обсуждаться

Тема 5 Медитация. Антар Mayна (Стадия 1)

Тема 5 Медитация. Антар Mayна (Стадия 1) Когда ум молчалив и спокоен, он становится очень мощным. Он становится совершенным инструментом – приемником блаженства и мудрости. Жизнь превращается в спонтанное течение и выражение счастья. Все это возникает естественным образом,

Тема 5 Медитация. Антар Мауна (Стадия 2)

Тема 5 Медитация. Антар Мауна (Стадия 2) В далекой стране жил некогда один помещик, которому всегда сопутствовала удача. Он был очень богат и владел многими землями и красивыми домами; множество слуг были всегда готовы исполнить любое его желание. Он любил развлекаться и

Тема 3 Хатха йога. Наули (Стадия 1)

Тема 3 Хатха йога. Наули (Стадия 1) Наули – это одна из шести основных групп шаткарм, или техник очищения, три из которых мы уже описали(1). Мы объяснили большинство практик дхоути, а также джала нети, сутра нети и тратаки(2).В этой теме мы предполагаем объяснить первую часть

Тема 5 Медитация. Антар Мауна (Стадия 3)

Тема 5 Медитация. Антар Мауна (Стадия 3) Цель антар мауны состоит в том, чтобы помочь любому и каждому человеку стать своим собственным психотерапевтом. То есть она помогает человеку высвобождать и разрешать психологические проблемы. Даже лучший психотерапевт, учитель

Тема 2 Хатха йога. Наули (Стадия 2)

Тема 2 Хатха йога. Наули (Стадия 2) Наули оказывает разнообразное полезное действие. Эта практика, как никакая другая, эффективно массирует живот и желудок. Кроме того, она массирует сердце и легкие. Это приводит к положительным последствиям на физическом, праническом и

Тема 5 Медитация. Антар Мауна (Стадия 4)

Тема 5 Медитация. Антар Мауна (Стадия 4) Огромное множество болезней, в том числе рак, гипертония, астма и т.д., вызываются в первую очередь психологическими потрясениями, конфликтами и подавленными чувствами. Конечно, другие факторы тоже вносят свой вклад, но нам

Тема 4 Медитация. Антар Мауна (Стадия 5)

Тема 4 Медитация. Антар Мауна (Стадия 5) В текстах йоги человека, достигшего состояния внутреннего молчания, называют «муни». Это мудрый человек, который исследовал глубины своего существа. Он сделал свой ум совершенно молчаливым, так что он стал незамутненным зеркалом

Тема 6 Медитация. Антар Мауна (Стадия 6)

Тема 6 Медитация. Антар Мауна (Стадия 6) В последних пяти уроках мы описали пять последовательных стадий антар мауны. Если вы уже дошли до пятой стадии, которая касается вызывания состояния отсутствия мыслей, то вам следует начать практиковать стадию 6 – использование

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: