Арттерапия – лечение искусством: основы, история и виды арттерапии

Арт-терапия: обзор основных положений

Подходы к определению понятия «арт-терапия»

На сегодняшний день существуют два подхода к пониманию арт-терапии и к практической работе в этом направлении. 1) Арт-терапия как направление психотерапии, связанное с использованием в отношениях специалиста и клиента всех видов искусства. С этой позиции написаны работы Колошиной Т.Ю. (арт-терапия – “исцеление посредством любого художественного творчества») и Киселевой М.В. (а рт-терапия – “метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства»). 2) Арт-терапия как направление психотерапии, связанное с использованием в отношениях специалиста и клиента визуальных, пластических средств самовыражения (Лебедева Л.Д., Пурнис Н.Е.).

Направления арт-терапии

Существуют два направления арт-терапии по способу использования произведений искусства и творческих продуктов.

1) Использование готовых произведений: картин, фотографий, скульптуры, музыки, поэзии. Это произведения мастеров изобразительного искусства и музыкального творчества, выражающие сложность и динамичность переживаний. При их использовании снижается беспокойство клиентов, связанное с отсутствием умений рисовать, писать музыку, стихи.

2) Использование самостоятельного творчества . Клиенты в творческом процессе сами создают уникальные и оригинальные работы: рисунки, коллажи, маски, синквейны, мелодии.

В зависимости от того, какие виды искусства и средства творческого самовыражения использованы, различают изотерапию, глинотерапию, куклотерапию, библиотерапию, музыкотерапию и др. Так, создание рисунков относится к изотерапии, изготовление куклы и работа с ней – к куклотерпии.

Уровни применения арт-терапии

К арт-терапии в настоящее время обращаются многие психологи и педагоги. Здесь важно понимать и распознавать самому специалисту и клиенту на каком уровне осуществляется работа.

1) Арт-терапия как профессия. В этом случает специалист может говорить о себе, что он – арт-терапевт. Чтобы работать на этом уровне, необходимо дополнительное образование на базе уже существующего психологического, педагогического, медицинского, которое продолжается не менее, чем два года. Такое образование включает теоретический курс, личную и групповую психотерапию , супервизию и завершается защитой выпускной работы или сертификацией.

2) Использование методов арт-терапии. В этом случае специалист не может говорить о себе, что он арт-терапевт. Он может иметь образование в работать в рамках других направлений, например, юнгианский анализ, гештальт-терапия и использовать отдельные методы арт-терапии, например, проективный рисунок, скульптурное моделирование.

3) Использование техник арт-терапии. В этом случае специалист часто имеет базовое психологическое образование или прошел обучение на курсах повышения квалификации в области арт-терапии и использует в своей работе конкретные приемы, техники арт-терапии, например, “Мой герб” или “Метафорический автопортрет”.

Цель и задачи арт-терапии

Цель арт-терапии состоит в восстановлении и гармонизации психического состояния человека, формировании у него способности находить оптимальные для него способы поведения. Задачи, которые позволяет решать работа в этом направлении: 1) сфокусировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах, 2) создать наилучшие для него условия, способствующие осознанию, проговариванию тех представлений, мыслей и чувств, которые он привык подавлять, 3) помочь найти социально приемлемый способ выражения как позитивных, так и негативных чувств.

Характерные особенности арт-терапии

Арт-терапевтический процесс характеризуется рядом особенностей, отличающих его от других направлений психотерапии и связанных с тем, что отношения клиента, участников группы и арт-терапевта опосредуются продуктом творческой деятельности человека.

Триадичность – наличие триады «клиент (группа) – продукт творческой деятельности – терапевт». Клиент создает творческий продукт (рисунок, скульптуру, стихотворение), рассказывает о нем группе или специалисту, получает от них отклик. Таким образом, рисунок, скульптура, стихотворение, сказка становятся участниками процесса общения.

Экспрессивность – выражение себя в своей творческой работе и ее результате через визуальные, пластические, аудиальные средства.

Метафоричность – выражение своего мировоззрения, переживаний через художественный образ.

Креативность (творческость) – создание своего неповторимого, уникального, нового творческого произведения.

Экологичность – специально организованный творческий процесс позволяет выразить с помощью использования изобразительных материалов, музыкальных звуков и прожить сложные переживания.

Научение – при создании своего творческого продукта человек приобретает опыт самоощущения, самопознания, самовыражения в творческой деятельности, а при восприятии произведений искусства получает представление о мировосприятии, ценностях, переживаниях, жизненном опыте их авторов.

Ресурсность – создание рисунка, скульптуры из пластилина, слушание и сочинение сказок, музыки актуализируют и развивают способность быть спонтанным, экспериментировать, позволяет осознавать и выражать свою неповторимость.

Материализация – результат творческой деятельности выражает представления, переживания его автора. Когда внутреннее знание о себе и мире, эмоции, ощущения, опыт находит выражение в рисунке, коллаже, сказке, их можно рассматривать, исследовать, изменять.

Психотерапевтические отношения в арт-терапии

Психотерапевтические отношения – основной и важный фактор психотерапевтического воздействия. Работа клиента с изобразительными материалами протекает в присутствии специалиста. Кроме этого, специалист выступает как посредник в “диалоге” клиента со своей творческой работой.

Вступая во взаимодействие с клиентом, он

1. Создает атмосферу безопасности и терпимости, необходимую для свободного выражения клиентом содержания своего внутреннего мира.

2. Структурирует и организует деятельность клиента. Специалист предоставляет необходимые материалы и инструменты, обучает способам работы, разъясняет ее правила, фокусирует внимание клиента на изобразительном продукте.

3. Устанавливает с клиентом эмоциональный резонанс (раппорт), необходимый для взаимного обмена чувствами, образами и идеями.

4. Оказывает клиенту эмоциональную поддержку, помогает выразить ему свои чувства и мысли, осознать содержание изобразительной продукции и ее связи с особенностями его личности, отношениями, проблемой.

Читайте также:
От чего зависит работа мозга

Основные механизмы арт-терапевтического процесса

Знание механизмов арт-терапевтического процесса – это ответ на вопрос о том, каким образом, за счет чего происходит изменение состояния клиента.

Творческое самовыражение заключается в создании клиентом, участниками группы уникальных, неповторимых работ: рисунков, скульптур, аппликаций, коллажей, сочинения и разыгрывания историй.

Проекция проявляется в том, что человек переносит на изобразительный продукт неосознаваемые или скрываемые потребности, переживания, представления.

Сублимация – выражение потребностей, эмоций в социально-приемлемой форме.

Объективация – изображение и пр огов аривание вслух своих переживаний после выполнения каждого упражнения.

Рефлексия представляет собой осознание человеком своих потребностей, переживаний, представлений о себе, людях, мире и того, как его воспринимают окружающие, в том числе участники группы.

Искусство и методы арт терапии

Комментарии 5

Мне нравится 0

Зачем нам и нашей душе нужно искусство?

Наш внутренний мир наполнен образами и представлениями, которые не оставляют нас равнодушными, волнуют и задевают, через которые происходит эмоциональное общение между людьми, и наше сознание взаимодействует с бессознательным. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, созданные чтобы рассказать языком образов о страданиях и радостях душевной жизни.

Поэтический язык образов сновидений и фантазий, чувств и переживаний непривычен для разума рационально мыслящего человека большого города, живущего на огромной скорости. Но насколько он труден, настолько он и важен, потому что, каждый раз, обращаясь к искусству, мы с его помощью пытаемся приспособиться к изменениям в нашей жизни, пытаемся найти смысл того, что мы делаем, чувствуем, думаем, смысл того, как мы живем.

Таким образом, искусство в жизни человека выполняет утилитарную, приспособительную функцию и играет очень важную регулирующую роль в организации нашей жизни.

Одной из важнейших задач психотерапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов через творчество. Вероятно, арт-терапии, использующей для этих целей язык искусства, удается это наилучшим образом.

Каким образом искусство и творчество могут исцелять? Методы арт терапии

1.Самовыражение (экспрессия). Искусство является просто незаменимым, когда невозможно выразить свои переживания словами, например, при исследовании определенных сторон внутреннего мира человека (глубинных слоев бессознательного), требующих выражения или гармонизации (исцеления). Поэтому искусство и методы арт терапии подчас становятся единственным видом «связи» между человеком и миром, клиентом и консультантом, пациентом и психотерапевтом.

2.Искусство и творчество. Мы можем легко выстроить ассоциативный ряд: искусство – творчество – переживание – креативность. Креативность изначально присуща человеку как виду, задумана природой и является одним из основополагающих жизненных принципов. Человек творческий всегда найдет решение в любой ситуации. Найти творческое (креативное) решение – это значит сделать то, что (как чаще всего кажется) никто до тебя не делал, то есть адаптироваться к новой ситуации, в которой человек оказался.

Искусство и методы арт терапии обращаются к внутренним силам человека, происходящим из его творческих возможностей. Искусство терапевтично по своей природе, оно содержит в себе средства приспособления «Я» к окружающей реальности, возможности совладать с экзистенциальными проблемами существования этого «Я».

3.Творчество и удовольствие. Творчество как процесс неразрывно связано с понятием удовольствия, творчество и боль – понятия трудносочетаемые. Основой для творчества является переживание, которое «говорит» нам о преходящей природе любого чувства, о том, что любую боль можно пережить, переболеть, пропустить через себя и отпустить. Методы арт терапии являются одними из наиболее бережных и экологичных способов решения внутренних задач и проблем.

4. Искусство и научение. Великое свойство искусства состоит в том, что это уникальный способ передачи универсального и индивидуального человеческого опыта. Вряд ли какой-то иной вариант передачи информации способен столь эффективно и элегантно разминуться с проблемой отцов и детей. Это – средство фиксации опыта, которое не обладает качеством обязательности, морализаторства, навязчивости. Искусство не претендует ни на объективность, ни на истинность, ни на поучительность, и не ставит перед собой прикладных, прагматических целей. В отличие от науки, которая фиксирует опыт в жесткой форме, искусство сохраняет его в достаточно неопределенной форме. Это дает зрителю (слушателю, участнику) возможность самому делать выводы, определять свое отношение к предлагаемому, принимать или не принимать любое содержание, любой смысл, любой урок из множества содержащихся в каждом произведении искусства.

5. Искусство и игра. Деятельность, связанная с собственным художественным творчеством, является для большинства людей, кроме профессионалов именно в этой области, совершенно непривычной, новой, неисследованной. Если вы не профессиональный художник, то, видимо, рисовали вы последний раз в начальной школе. А в куклы играли и того раньше.

Наша «взрослая» жизнь настолько серьезна и тороплива, что играть мы перестаем очень рано – и остаемся на всю жизнь ненаигравшимися. В методах арт терапии же появляется Игра, и мы попадаем в очень комфортное и безопасное пространство, и в этом пространстве вдруг оказывается, что на самом деле «я очень многое могу», и в частности – могу быть таким, каким еще никогда не был в реальной жизни. Такой колоссальный ресурс грех не использовать.

Читайте также:
Секреты белковой диеты: как придерживаться

Методы арт терапии

Арт-терапия, методы арт терапии – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940х годов под эгидой аналитической психологии К. Г. Юнга. Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, артсинтезтерапию и другие.

Современные методы арт терапии при всех их связях с различными культурными феноменами наиболее близка к относительно примитивным формам первобытного искусства. И то, и другое основано на спонтанном самовыражении и в известной степени игнорирует эстетические критерии и профессионализм автора; при этом наиболее важен процесс творчества, искренность, полнота самовыражения; наконец, изобразительное искусство выступает как инструмент внутри- и межличностной коммуникации.

Очевидно, что “лечение искусством” появилось тогда же, когда и само искусство. Во все времена и у всех народов в качестве “средства исцеления” различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и ритуалы, мистерии и многое другое. Если проследить развитие всевозможных вариантов народного целительства, то все они, без исключения, содержат элементы терапии искусством. Для многих людей народное творчество (рукоделие и ремесло) до сих пор является фактором сохранения душевного равновесия и здоровья.

Для методов арт терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества пациента), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства (с творческой продукцией) во всем их качественном многообразии. Здесь нет никаких норм, есть лишь некоторые параметры для относительного сравнения, например, по глубине воздействия.

Искусство оказывает свое воздействие не механически, благодаря своим особым свойствам, но существенна и встречная активность личности, поэтому в арт-терапии предпочтительно создание своей творческой продукции, а не использование готовых произведений искусства.

Чем арт-терапия отличается от других психотерапевтических методов?

Методы арт терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

Через работу с многогранными и неисчерпаемыми символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия.

Методы арт терапии ресурсны, так как находятся вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

Арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.

Интеграция различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленной реконструкции личности. Человек открывает общие закономерности творческого процесса как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно – ИСКУССТВО ЖИТЬ, то есть умение складывать из мозаики событий, явлений, представлений цельную картину окружающего мира, вносить порядок в хаос и сделать из него нечто, имеющее смысл.

Где и как применяться метод арт терапии?

Арт-терапевт создает для клиента безопасную среду и обеспечивает ее различными изобразительными материалами, находится рядом с клиентом в процессе его изобразительного творчества, затем участвует в обсуждении мыслей и чувств клиента, материалов и получившегося произведения искусства.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства, в консультировании и терапии детей и подростков.

Методы арт терапии открывают невиданный простор для творческих поисков

психолога (любые виды психокоррекции, расширение диагностических методов, развитие личности, семейные и детско-родительские отношения, жизненные, возрастные и экзистенциальные кризисы, психологические травмы),

психотерапевта (психические заболевания, пограничные состояния, многие органические поражения и расстройства, посттравматическая психотерапия, умственная отсталость и т.д.),

арт-педагога (педагогическая коррекция, дефектология, одаренные дети, специальное обучение, эстетическое воспитание, формирование личности ребенка и т.п.).

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПИИ
статья на тему

В современной педагогике все чаще и чаще встречается термин арт-терапия. Что же это такое? От куда появился метод арт-терапии, его приемы, задачи.

Скачать:

Вложение Размер
istoriya_razvitiya_art.docx 21.29 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПИИ

Терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Символическое искусство восходит к пещерным рисункам первобытных людей. Древние использовали символику для идентификации своего места в мировом космосе и поисков смысла человеческого существования. Искусство отражает культуру и социальные характеристики того общества, в рамках которого оно существует. Это особенно подтверждается в наше время быстрой сменой стилей в искусстве в ответ на изменения в культурных течениях и ценностях.

На начальных этапах терапия искусством отражала представления психоанализа, согласно которому конечный продукт творчества пациента, будь то что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 20-е гг. Принцхорн провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься терапией искусством Маргарет Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько обучающих программ по терапии искусством психодинамической ориентации. В своей работе Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально.

Терапия искусством является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа.

Методики терапии искусством основываются на том предположении, что внутреннее “Я” отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. Хотя Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал терапию искусством в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. С другой стороны, ближайший ученик Фрейда Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается терапией искусством. Традиционно сложилось так, что специалисты, занимающиеся терапией искусством, не имели самостоятельного статуса и использовались в качестве помощников психиатров и психологов в тех случаях, когда рисунки, картины детей и взрослых пациентов стационаров могли оказать помощь в установлении диагноза и для самой терапии. Как мы увидим, такое использование материала художественного творчества значительно отличается от использования проективных тестов типа теста Роршаха или тематического апперцептивного теста (ТАТ).

Терапия искусством в настоящее время используется не только в больницах и психиатрических клиниках, но и в других условиях – как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии. Большая часть занимающихся терапией искусством в Северной Америке продолжает работать, исходя из фрейдовских или юнговских концепций. Однако многие специалисты в этой области испытывают большое влияние со стороны гуманистической психологии и приходят к заключению, что гуманистические теории личности предоставляют более подходящую основу для их работы, чем психоаналитическая теория.

Арт-терапия (в переводе с англ. – терапия искусством).

Метод психотерапии, связанный с выражением эмоций и иных содержаний психики человека через искусство с целью изменения состояния и структуры мироощущения. Основы метода были заложены в работах Принцхорна, З.Фрейда, К.Г. Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о персональных и универсальных символах, а так же Наумбург. В России, творческие проявления при психических заболеваниях изучались П. И. Карповым. В дальнейшем большое влияние на развитие арт-терапии оказали психотерапевты гуманистической направленности.

Этот метод очень распространен в англоязычных странах и подразумевает лечение изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние пациента, главным образом визуальными искусствами: рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей, видеоарт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество и др.

Арт-терапия – это сложное понятие, которое включает множество разнообразных форм и методов в связи, с чем общепризнанной ее классификации не существует.

Выделяют 4 основных направления арт-терапии:

1. Пассивная арт-терапия. Анализ и интерпретация пациентом уже существующих произведений искусства.

2. Активная арт-терапия. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор.

3. Одновременное использование первого и второго принципов.

4. Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношений с пациентом в процессе обучения творчеству.

Преимущество арт-терапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение человека, составить мнение, на каком этапе жизни он находится. В рисунках и поделках находят отражение не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к будущему и прошлому больного, а также подавленные и скрытые переживания. Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.

МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ АРТ-ТЕРАПИИ

Существуют различные взгляды на механизм лечебного действия арт-терапии:

1. Креативность. На первый план выдвигается вера в творческую основу человека, мобилизация латентных творческих сил, которая сама по себе обладает терапевтическим влиянием. Это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. Упор в терапии делают на творческую активность, на способность создавать и побуждают пациента самостоятельно созидать.

2. Сублимация. Художественная сублимация возникает, когда инстинктивные импульсы (сексуальные, агрессивные) и эмоциональные состояния (депрессия, тоска, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность) человека заменяются визуальным, художественно-образным представлением. Таким образом, снижается опасность внешних проявлений указанных переживаний в социально нежелательной деятельности. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для клиентов, которые не могут “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арт-терапии больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения и ощущения окружающего мира. Рисование, как и сновидение, снимает барьер “эго-цензуры”, затрудняющий словесное выражение бессознательных конфликтных элементов.

3. Проективный аспект в этом случае главное внимание уделяется отнюдь не процессу созидания. Ведущим является целенаправленная ориентация психотерапевта на проективный аспект процедуры и его сосредоточенность на информации. Функция проективной терапии заключается в том, что проекция внутренних представлений кристаллизуется и укрепляет в постоянной форме воспоминания и фантазии. В ходе проективной арт-терапии должна стимулироваться демонстрация чувств, отношений, состояний для того, чтобы человек узнал, понял все эти чувства и преодолел их в себе. Специфика проективного рисования заключается в том, что врач предлагает больному сюжет проективного характера и потом обсуждает рисунки и интерпретирует их.

4. Арт-терапия как занятость. Предполагается, что целеустремленная и плодотворная деятельность является “оздоровляющим процессом”, который ослабляет нарушения и объединяет здоровые реакции. Особое значение придается коллективному характеру занятий арт-терапии. Им приписывается катализирующий и коммуникативный эффект, способствующий улучшению самоощущения, пониманию своей роли в обществе, собственного творческого потенциала и преодолению трудностей самовыражения.

Арт-терапию можно проводить с одним пациентом, с супругами, со всей семьей, в группе и коллективе.

Сеттинг в психотерапии есть «набор» вспомогательных инструментов (не сама методология и методика психотерапии и консультирования), которые обрамляют специфические процессы психотерапии.

Специалист, проводящий арт-терапию должен предоставить участникам необходимые для художественного творчества материалы и инструменты: наборы красок, карандашей, мелков, кисти, глину для лепки, а также деревяшки, камни, лоскуты материи, бумагу. Место занятий должно быть хорошо освещенным и таким, чтобы участники могли свободно передвигаться.

Функции арт-терапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от ситуации. Ему необходимо владеть определенными навыками художественного и декоративно-прикладного искусства, так как при проведении арт-терапии приходится не только рассказывать, но и показывать технические приемы художественного творчества. Специалисту требуются систематические самостоятельные занятия художественным творчеством, что позволяет ему лучше чувствовать и осознавать многие процессы, благодаря которым в значительной мере реализуется психотерапевтический потенциал метода.

Специалист может советовать пациенту, записывать мысли, которые возникли у него в ходе работы.

Первый этап. Информативный. На этом этапе решаются вопросы социально-коммуникативного характера:

– необходимо преодолеть сопротивление, связанное с распространенным “комплексом неумения”, смущением перед непривычным занятием

– выработка установки на дальнейшее лечение, от чего зависит эффективность терапии

– происходит ознакомление больного с основами техники изобразительного искусства, беседу о творчестве самых разных направлений и стилей, посещение музеев и выставок.

Второй этап. Когда пациент преодолевает сопротивление, что можно определить по уменьшению формальности в работе, арт-терапевт может приступать к непосредственному решению лечебных задач.

На начальных этапах работы более целесообразным является выдвижение тем арт-терапевтом, в дальнейшем активность предоставляется клиенту. Строгого и определенного набора тем не придерживаются. Темы охватывают различные области жизни клиента и являются лишь ориентирами. Основным требованием к темам являются их потенциальная способность вызывать последующее обсуждение. Однако они должны учитывать естественное сопротивление людей, не умеющих рисовать или лепить людей, а так же первоочередные задачи.

Считается важным выявление индивидуальной символики каждого больного, которая может выражать его стремления в разные моменты жизни.

конфликт кризис арт терапия

В группе арт-терапии эффекты лечебного воздействия тесно переплетаются с психотерапевтическими групповыми эффектами. Численность группы обычно – 8-10 человек.

Целесообразно использовать только длительное лечение (иногда несколько занятий подряд). Длительное занятие заставляет клиента глубже погрузиться в нее, интенсивнее сконцентрироваться на проблеме, всесторонне анализируя ее и добиваясь прояснения. При длительной деятельности возрастает и групповое общение, развивается чувство групповой сплоченности, солидарности. Активное участие в арт-терапии является обязательным условием для всех членов группы.

Начало групповой работы обязательно предваряется специальной беседой, в которой разъясняется смысл арт-терапии для функционирования группы и демонстрируются работы участников предыдущих групп. Кроме того, на первых занятиях могут проводиться творческие игры, направленные на возобновление знакомства с изобразительными материалами, снижение напряжения. Постепенно процесс арт-терапии перестает быть проблемой, исчезает страх, уменьшаются возражения, связанные с трудностью изображения, и в центре внимания оказывается не само произведение, а его автор. Начинается аналитическое обсуждение, связываемое с личностью автора, у больных возникают предположения по задаваемым темам, серьезные и обобщающие оценки, эмоции. Обсуждение работ происходит непосредственно после окончания рисования, лепки, изготовления поделок. Дискуссия начинается с предложения арт-терапевта вдуматься, вчувствоваться в рисунок, изделие, чтобы понять, что говорит этим автор. Арт-терапевт может подключиться к обсуждению на общих правах, но предпочтительно это делать, особенно вначале, в форме вопросов к интерпретирующим, так как интерпретации арт-терапевта воспринимаются остальными членами группы с ожиданием его “всезнания” и могут сковывать, тормозить инициативу группы. Задачей арт-терапевта при обсуждении является стимуляция дискуссии и использование информации, возникающей в ходе занятия не только из законченных работ, но и из особенностей поведения членов группы.

ПОКАЗАНИЯ, ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ В АРТ-ТЕРАПИИ

Показания к арт-терапии

Достаточно широки, так как ее применение может колебаться от поверхностной занятости до углубленного анализа скрытых индивидуальных переживаний. Метод применяется к пациентам разного возраста в самых широких диагностических пределах.

Арт-терапию можно использовать:

· как седативное (успокаивающее) средство при психомоторном возбуждении и агрессивных тенденциях;

· в качестве отвлечения и занятости

· облегчение контакта при социальной дезадаптации

· выявление скрытых переживаний

· в качестве активизирующего и адаптивного средства

· при нарастающих расстройствах сна

· в качестве психопрофилактического метода для уменьшения стресса и фрустрации, возвращения ощущения собственной ценности, освобождения от сомнений в своих способностях.

· в терапии больных неврозами

· при резистентных формах психопатии

· для тех, кто в силу физических или психических особенностей своего состояния ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, новые навыки и умения позволяют им более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора.

· состояния, не позволяющие больному определенное время усидеть за рабочим столом

· когда больной мешает другим.

· больные с выраженным психомоторным или маниакальным возбуждением, не позволяющим им сосредоточить внимание на объекте действия

· нарушения сознания и тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.

Арт-терапия комбинируется с другими формами терапии творчеством и психотерапевтическими техниками: в сочетании с музыкой, поэзией, с драма-терапией, с телесноориентированной терапией, с аутогенной тренировкой и направленной медитацией, с техниками работы со сновидениями, мифами и сказками, а также с трансперсональной терапией.

· Работа с пластическими материалами

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства и др. Арт-терапия применяется в консультировании и терапии взрослых, детей и подростков, индивидуально и в группе. Кроме того, одной из важнейших задач арт-терапии является восстановление невротически нарушенных связей между аффектом и интеллектом, развитие целостности личности, обнаружение личностных смыслов через творчество.

Арт-терапия – это способ социальной адаптации. Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассказывается о становлении дошкольного образования в городе Омутнинске.

Конспект тематического занятия из серии “История развития спорта” для детей старшего дошкольного возраста “Первые олимпийские игры” с презентацией.

В статье изложены основные этапы развития взглядов на управление образовательными системами. Знание особенностей каждого этапа позволит руководителю более эффективно организовать свою управленческую д.

Спортивное развлечение.Тема: Олимпийские игры в России.Цель: сформировать у детей начальные представления об истории Олимпийских иг.

Цель.Формирование ценностного отношения к человеку.Задачи.- уточнять представления о последовательности этапов жизни человека;- способствовать проявлению потребности в получении информации об истории .

В 2013 году мировая психолгическая общественность негласно отмечает столетие метода песочной терапии, поскольку в 1913 году Дора Калф и Маргарет Лоуэнфельд впервые описали использование песочницы с на.

Знакомство дошкольников с историей транспорта.

Искусство лечит: что такое арт-терапия и кому она подойдет

Artyom Zelenov

Рисование, танцы, гончарное дело и другие виды искусства используют для коррекции ментальных проблем: арт-терапия помогает справиться с сильными эмоциями и пережить опыт, который тяжело передать словами, например попытку суицида. Но далеко не все психотерапевты признают ее как самостоятельную школу терапии. T&P разбираются, можно ли улучшить психологическое здоровье с помощью искусства, кому противопоказана арт-терапия и как использовать рисование в более консервативных подходах к лечению.

История

В 1938 году британский врач и художник Адриан Хилл лечился от туберкулеза на курорте Мидхерст. Параллельно с основными процедурами Хилл рисовал окружающие его пейзажи и обнаружил, что творчество здóрово отвлекает от болезни и улучшает настроение. В следующем году его пригласили преподавать рисунок и живопись другим пациентам Мидхерста — среди них было много солдат, вернувшихся с войны. Занятия заметно помогали снизить их психологическое напряжение. Термин «арт-терапия» Хилл придумал в 1942 году, а позже описал свою работу с пациентами в книге «Искусство против болезней». Споры вокруг этого метода не стихают до сих пор.

Например, его американская последовательница Эдит Крамер, большая поклонница фрейдовской идеи о сублимации (защитном механизме, который трансформирует разрушительные желания и импульсы во позитивное и социально полезное), считала, что процесс творчества способен исцелять сам по себе. Свои догадки она подтверждала в Уилтвикской школе для трудных подростков, где и получила звание арт-терапевта. Сторонники такого подхода утверждают, что

творчество помогает прожить и выразить внутриличностные конфликты, а терапевт должен мотивировать клиентов доверять интуиции, исследовать свои творения и, соответственно, самих себя.

Другая американская специалистка, Маргарет Наумбург, напротив, утверждала, что творческий процесс в терапии лишь инструмент, а не панацея и самоцель. При таком подходе рисунки (и другие виды творчества) используются скорее как дополнительный способ диагностики.

Источник: Benjavisa / istockphoto.com

Метод

В основном техники арт-терапии построены на механизме проекции: клиенту дается размытый с точки зрения содержания объект, чтобы он привнес в него свой смысл. Это может быть карта Таро, общее значение которой каждый может интерпретировать по-разному, или, как в , нарисованное самим клиентом сказочное существо.

«На первой встрече я часто прошу нарисовать несколько простых рисунков. Чувства, которые сложно проговорить, могут найти свое отражение на бумаге без цензуры со стороны сознания. Так можно получить важный материал для интерпретации и диагностики», — рассказывает практикующий психолог и автор проекта «Школа психологической компетентности» Мария Разыгрина. Например, при работе с детьми она нередко просит нарисовать семью, чтобы лучше понять, в какой обстановке живет ребенок и как помочь ему справиться с переживаниями.

Арт-терапия также может помочь в коррекции поведения, отмечает Разыгрина. Например, если попросить клиента изобразить свои эмоции на трафарете тела, можно перейти от размышлений к действиям с помощью локализации проблемы. Страх в ногах — можно уйти. Гнев в горле — сказать.

Кому нужна арт-терапия?

Арт-терапия может стать выходом для тех, кто не желает посещать традиционного психотерапевта — например, для подростков, столкнувшихся с кризисом переходного возраста. Или людей, переживших опыт, который тяжело передать словами, например попытку суицида. Суицидолог Дэвид Уэбб, который и сам пытался покончить с собой, считает, что взвешенные, рациональные высказывания не подходят для разговора на эту тему: «Чтобы сломать стигму вокруг суицида, нам необходимо обратить внимание на очень личный, субъективный, иногда иррациональный и парадоксальный, поэтичный и мистический (для кого-то пугающий) язык людей, напрямую столкнувшихся с этим опытом».

Арт-терапия полезна и для людей, столкнувшихся с хроническими болями или серьезной болезнью. Исследование 2018 года показало, что половине из 200 госпитализированных испытуемых арт-терапия помогла значительно снизить уровень боли и тревоги, а также улучшила настроение.

«Когда люди постоянно чувствуют боль, они нередко думают, что теряют контроль над собой. Словно боль диктует им, что можно делать, а что нет. Практика арт-терапии помогает вернуть чувство власти над своим телом через самовыражение и создание чего-то уникального», —

рассказывает Келси Скерпен, арт-терапевт массачусетской больницы общего профиля.

Арт-терапия также помогает исследовать состояние физического и ментального здоровья. Нарисовав боль, можно проанализировать, как она влияет на настроение и повседневную жизнь. Англичанин Гэри Моллой уже больше 20 лет живет с биполярным расстройством и признается, что рисование помогает ему чувствовать себя стабильно: «Я постоянно сталкиваюсь с радикальными перепадами настроения. Рисование помогает от этого отвлечься».

Источник: Benjavisa / istockphoto.com

Личный опыт

Автор психологического проекта Subject 404 Владислав Кондратенко проходил арт-терапию, чтобы разобраться со своей мужественностью. На сеансах он визуализировал ее пастелью и гуашью. «Мне не нравились мои рисунки. К тому же, когда рисуешь что-то на болезненную тему, а за этим наблюдает психолог (по сути, посторонний человек), неприятно, стеснительно и грустно вдвойне», — рассказывает Владислав.

Он поделился этим ощущением с психологом, и она предложила изменить рисунок так, словно c мужественностью никогда не было никаких проблем. Дополняя картину, Владислав посадил кляксу и сперва огорчился: «Психолог отметила мою реакцию и спросила, что эта клякса могла бы значить. Я подумал, что она похоже на солнце внутри меня и на самом деле прекрасно дополняет рисунок. Измененное изображение стало нравиться мне больше и больше». Оттого что Владислав нарисовал свою развитую мужественность, ему стало приятно и хорошо, а неприятие и дискомфорт стали отступать.

Владислав отмечает, что во время сеансов его пугали глаза терапевта: казались слишком проницательными. Он рассказал об этом специалистке, которая предложила нарисовать ее глаза, изменив их так, словно они принадлежат самому Владиславу. «Я сделал это.

Весь страх ушел. Эффект был практически мгновенный, и это взорвало мне голову», —

В случае Владислава арт-терапия оказалась эффективной для решения конкретной проблемы. Разобравшись с эмоциями на бумаге, он перенес результат в реальную жизнь. «Я стал более открытым и общительным. У меня появился выбор, которого раньше не было: где-то я могу проявить себя мужественно, а просто не буду этого делать», — говорит Владислав.

При этом в лечении депрессии ему этот метод не помог.

Эффективность

Обзор рандомизированных контролируемых клинических исследований арт-терапии, опубликованный в 2014 году, показывает, что арт-терапия может быть полезна для широкого круга людей, справляющихся с сильными эмоциями, например ветеранов войн и заключенных. Исключение — люди с шизофренией.

Разыгрина отмечает, что эффективность арт-терапии, как и других методик, зависит от того, насколько уместно и корректно ее используют: «Неумелая терапия может усугубить внутренний конфликт. Показать проблему, но не объяснить, что с ней делать. Хотя

по сравнению со многими другими направлениями арт-терапия — довольно безопасный и даже нежный метод».

В другом исследовании 2015 год опрошенные клиенты арт-терапевтов рассказали, что сеансы научили их фокусироваться на настоящем моменте (к чему стремятся и практики осознанности), чувствовать связь между эмоциями и телесными реакциями, укрепили чувство собственного «я». Творчество позволило им анализировать сложные комплексы ощущений (например, изобразив их все на одном листе бумаги) и улучшить навык самоконтроля с помощью наглядной визуализации своего настроения и чувств. В общем, холст (или любой другой медиум) становится настоящим полем экспериментов для тех, кто пока не разобрался со своими эмоциями.

Источник: Benjavisa / istockphoto.com

Можно ли самому?

В интернете можно найти множество онлайн-уроков и по . Ничто из этого не заменит сеансы у квалифицированного специалиста, но уж точно не навредит и с большой вероятностью поможет снизить тревогу, узнать немного больше о себе, выплеснуть негативные эмоции, повысить самооценку и просто порадоваться (как известно, творчество стимулирует выброс дофамина).

Не обязательно рисовать, если вас к этому не тянет. Сделайте коллаж из любимых стихов, коробочку «заботы о себе» (положите туда все, что поднимает вам настроение), запишитесь на курсы гончарного мастерства, купите антистресс-раскраску. В конце концов, многочисленные психологи отмечают, что само наличие хобби может заметно улучшить качество жизни.

Приемы Арт-терапии в работе психологов и педагогов

  • Специалисты
  • Отзывы
  • Статьи
  • Наши Партнеры
  • Наши награды
  • Цены

Приемы Арт-терапии в работе психологов и педагогов

Быть педагогом, детским психологом – это огромная ответственность и прекрасная миссия! В раннем детстве формируются базовые представления ребенка о себе и о жизни. Именно по этой причине труд педагогов и детских психологов является одним из самых ответственных и важных в современном мире, их работа направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих гармоничному развитию личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач педагог проявляет подлинное профессиональное мастерство и творческий подход к своему труду. Арт-терапевтические приемы расширяют профессиональный инструментарий деятельности педагогов, детских психологов, помогают воспитателям и родителям развивать таланты своих детей и воспитанников.

В современной практической психологии, педагогике, в системе дошкольного воспитания, в образовании и даже бизнесе арт-терапевтические техники используются достаточно активно. На самом деле мы все применяем приемы арт-терапии в повседневной жизни, просто не всегда знаем, что, например, сочинение какой-нибудь забавной истории для того, чтобы ребенок успокоился и уснул, является способом сказкотерапии. Давайте разберемся, что же такое арт-терапия, каковы ее виды и направления, и как арт-терапия может влиять на нашу эмоциональную сферу.

Само слово «арт-терапия» состоит из двух: арт — искусство, и терапия — лечение. Именно как метод лечения стал применяться в 30-ые годы прошлого столетия в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенных в США. Поначалу метод арт-терапии предлагался как метод лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. Однако сейчас рамки терапии искусством намного расширились, и из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. В этом широком смысле мы и будем рассматривать арт-терапию.

Целительное свойство искусства было известно с древних времен. В Греции, в Эпидавре есть храм бога врачевания – Асклепия (в римской мифологии – Эскулапа). И недалеко от святилища находится хорошо сохранившийся античный амфитеатр, где давались театральные представления. Уже тогда люди понимали, что успех лечения зависит не только от снадобий, медицинских процедур, но и от душевного состояния больного. Спектакли были частью лечения тех, кто приезжал в Эпидавр восстановить свое здоровье. Эдакий «санаторий» до нашей эры. Со-переживание, со-участие как совместное переживание и участие в процессе театрального действия давало возможность зрителям осознать и прочувствовать свои эмоции, чувствовать себя частью той истории, которая разыгрывалась на сцене. Такого рода самовыражение создавало исцеляющий эффект, ускоряло процесс выздоровления.

Произведение искусства отражает эмоциональное состояние автора или художника, эти эмоции и чувства могут быть созвучны тем, кто смотрит спектакль, картину, фильм, кто читает книгу или слушает музыку. В каждом человеке есть творческое начало, обратите внимание, как играют дети: они фантазируют, создают свои миры. В игре развивается личность ребенка, и став взрослыми, мы, к сожалению, теряем спонтанность, непосредственность, легкость и творческое восприятие. Вместо того, чтобы выражать свои эмоции, мы их подавляем. Мы часто путаем способность управлять своим эмоциональным состоянием с гиперконтролем.

Дошкольное детство – это период развития эмоционально- волевой сферы ребенка, это период творческой активности, игры, развития воображения и наглядно-образного мышления. Игровая деятельность является ведущей в дошкольный период. Применяя во взаимодействии с ребенком приемы арт-терапии, игровой терапии воспитателям, психологам, родителям проще установить контакт и помочь ребенку справляться с различными проблемами. Например, такими, как:

Повышенная тревожность, неуверенность в себе;

Сложности адаптации в детском коллективе, в общении со сверстниками и со взрослыми;

Агрессивность, импульсивность в поведении

Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная)

Арт-терапевтический подход в воспитании ребенка среднего и старшего дошкольного возраста наиболее эффективен, с помощью арт-терапевтических упражнений ребенку легче социализироваться, развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе. Арт-терапия способствует развитию речи, мышления, внимания и памяти.

Применяя арт-терапевтические приемы на занятиях с детьми среднего и старшего дошкольного возраста воспитатели, педагоги-психологи, родители дают возможность каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, помогают становлению личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

В качестве примера можем рассмотреть вариант одного группового занятия с детьми.

Правила в группе:

Правила трех «НЕ» НЕ драться; НЕ кусаться; НЕ обзываться. Эти правила можно символически обозначить на доске и напоминать, если это необходимо. Или сделать карточки и каждый раз, когда ребенок нарушает одно из правил, показать ему соответствующую карточку. (Как в футболе, когда судья показывает игрокам красную или желтую карточки)

Можно: быть активными, задавать вопросы (только по очереди), слушать других; рисовать, лепить, танцевать, сочинять истории, фантазировать, играть.

Нужно: договариваться, спрашивать у других детей, что им интересно делать, и потом предлагать свои игры.

Важно: поощрять творческую активность детей. НЕ давать оценок, поддерживать инициативу.

Цели занятия: развитие коммуникативных навыков и уверенности в общении, развитие образного мышления и творческой активности.

Приветствие: Я – имя (ребенок называет свое имя) и – качество (веселый, быстрый, шустрый, смелый и т.п.) Группа повторяет имя и качество, которое на этом занятии хочет развивать ребенок. 5 мин.

Разминка: вместе маршируем под музыку. Обсуждаем и принимаем правила работы в группе. 5 мин.

Рекомендации воспитателям и родителям для проведения занятий с применением метода арт-терапии.

Предлагая ребенку или группе детей то или иное упражнение из арт-терапии прежде всего ориентируемся на то, что предлагает сам ребенок, следуем за его фантазией

Чтобы направлять ребенка, задаем ребенку вопросы: «Как ты считаешь, на что это похоже?» «Что бы ты хотел изменить в этом рисунке, композиции, истории?»

Творческая атмосфера на занятиях предполагает, что воспитатель не дает шаблонных решений, а помогает ребенку самому найти свой способ самовыражения

Упражнение «Карточки метафор»

Цель: развитие коммуникативных компетенций ребенка с помощью метафор, узнать с кем ребенок идентифицирует себя. Упражнение развивает образное мышление, способствует развитию воображения и творческой активности.

Ребенку даем по 3 пустые карточки (размер 10см х 15см) и задаем следующие вопросы:

1. Если бы ты был сказочным персонажем, то каким?

2. Если бы я был бы режиссером, то кто был бы главным героем твоего фильма или мультфильма?

3. Если ты был бы артистом, то какую роль хотел бы сыграть?

Предлагаем на каждой карточке символически изобразить ответ.

Далее ребенок показывает, что он изобразил на карточках, и описывает каждую карточку. Отвечает на вопросы проективного интервью:

Как этот сказочный персонаж может отстаивать свою точку зрения? Будет ли он спорить со взрослыми? Как он будет убеждать своих сверстников?

Как герой фильма или мультфильма будет вести себя во время конфликта?

В чем преимущества той роли, которую ты придумал?

4. Подведение итогов занятия. Обсуждение, что было интересным на занятии, и чему хотелось бы уделить внимание на следующем занятии. Рекомендации для родителей. 5 мин.

Подобные занятия и упражнения можно проводить также и в индивидуальном формате. В учебно-методическом пособии А.А.Вороновой «Арт-терапия для дошкольников» , где подробно рассматриваются различные упражнения, которые могут включить в свою работу и педагоги, и психологи. Данное методическое пособие поможет также родителям в гармоничном развитии детей. В пособии предлагается более 30 упражнений и практических приемов, которые основаны на многолетней психолого-педагогической деятельности. Большое внимание уделяется вопросам преодоления эмоциональных и поведенческих проблем с помощью арт-терапии, приводятся примеры из практики.

Что такое арт-терапия как направление психотерапии

Многие недооценивают арт-терапию и даже считают ее антинаучной. Рассказываем о том, почему методы арт-терапии работают и кому они подходят.

Арт-терапия — дословно «излечение с помощью творчества»; психотерапия, в которой используются творческие техники. Однако, она отличается от простого кружка по рисованию, музыке или актерскому мастерству. Цель арт-терапии — не создать объект искусства, а работать с собственным Я. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию.

В основном методы арт-терапии применяют в сочетании с другим психотерапевтическим направлением. Такая комбинация способствует наиболее полному раскрытию клиента, проработке травм и снятию блоков.

Как работает арт-терапия

Арт-терапия работает в основном с бессознательными процессами. У ее истоков стоят известные психоаналитики — Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. Они заметили, что в творчестве человек выражает скрытые желания и эмоции. Позже художник Адриан Хилл, который работал с больными туберкулезом, заметил позитивное влияние творчества на состояние пациентов. Именно он ввел понятие «арт-терапия».

Многие люди не понимают собственных эмоций и не умеют их выражать; им трудно наладить контакт с собой и окружающими. Причиной могут быть внутренние запреты, негативные установки или травмы, которые продолжают влиять на психику. Найти и выразить эти проблемы легче в творческом процессе. Вы не рассказываете о себе напрямую — а выражаете себя метафорически: цветом, звуком, движением. Затем вместе с терапевтом «расшифровываете» послание и прорабатывете его.

  • повысить самооценку;
  • снизить уровень стресса и избавиться от хронического стресса;
  • избавиться от тревожного расстройства и депрессии;
  • решить семейные и детско-родительские конфликты;
  • выработать эффективные стратегии поведения и повысить навыки общения;
  • лучше понимать себя, свои желания, потребности и цели.

Виды арт-терапии

У арт-терапии много видов: столько, сколько существует разновидностей творчества. Но мы расскажем о самых распространенных.

Изотерапия

Самый известный вид арт-терапии — терапия рисунком. Его популярность связана с тем, что рисовать — естественное занятие, через которое ребенок познает мир. А значит, каждый хоть раз пробовал это делать.

Здесь важно все: выбор инструментов, работа с цветом, фактурой, композицией изображения. Терапевт может задавать тему, а может предлагать клиенту выбрать ее самостоятельно — в зависимости от запроса и особенностей человека.

Изотерапия эффективно работает с чувством собственных границ, которое часто бывает нарушено у детей.

Изотерапия эффективно работает с чувством собственных границ, которое часто бывает нарушено у детей. Например, распространенная техника: терапевт предлагает ребенку лечь на ватман и обрисовать контур тела, а потом нарисовать что-нибудь внутри и снаружи. Так ребенок начинает лучше понимать себя и свое соотношение с миром.

Работа с красками, мелками, водой, бумагой — все это также развивает сенсомоторные навыки. Которые, в свою очередь, подталкивают развитие когнитивной сферы.

Взрослому клиенту изотерапия поможет преодолеть стеснение, развеять иллюзию о том, что он неспособен к творчеству и научить новым способам самовыражения.

Сказкотерапия

К сказкотерапии часто прибегают психоаналитики. Придумывая сюжет или облекая в сказку собственную жизненную ситуацию, клиент может прийти к неожиданному решению. Свободный полет фантазии и ассоциации с детством способствуют самораскрытию. Поэтому сказкотерапию применяют в работе не только с детьми, но и со взрослыми.

Драматерапия

Импровизация и отыгрыш разных ролей помогает наладить социальную и коммуникативную сферу. Клиент развивает эмпатию, учится лучше чувствовать свое тело, выражать эмоции и строить взаимодействие с другими. Также драматерапия помогает избавиться от мышечных блоков и зажимов, как следствие — наладить психосоматику.

Куклотерапия

Сочетание сказко- и драматерапии. Хорошо показывает себя в работе с детьми: для них естественно «отыгрывать» травмирующие ситуации и эмоциональные переживания. С помощью куклотерапии ребенок развивает эмпатию и учится эффективным моделям поведения.

Песочная терапия

Первым песочную терапию стал использовать в работе Карл Юнг. С помощью творческих образов на песке он обращался к бессознательному опыту клиента и «извлекал» глубинные эмоции и ранние переживания.

Клиент рисует или создает различные формы на песке, реорганизует их, разрушает, переделывает. В процессе он обсуждает с терапевтом происходящее. Творческий поток и сенсорное воздействие расслабляют, позволяют раскрыться, «вспомнить» и проработать вытесненные переживания.

Музыкотерапия

Вы замечали, что музыка способна менять настроение? Арт-терапия использует этот эффект. В ходе сеансом клиент может как слушать музыкальные произведения, реагировать на них эмоционально, обсуждать это с терапевтом — так и самостоятельно сочинять мелодии.

Кому подойдет это направление

Арт-терапия подходит и детям, и взрослым. Ее преимущество в работе с детьми — элемент игры, экспрессивность и отсутствие необходимости много говорить. Благодаря последнему арт-терапия хорошо показывает себя в работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Среди них много тех, кому трудно выражать себя вербально, и окружающий мир кажется им хаотичной непонятной структурой.

Многие занимаются творчеством в детстве, но бросают делать это с возрастом. А еще перестают быть открытыми и запрещают себе эмоции.

Арт-терапия помогает развить коммуникативные и когнитивные способности, понимать других и чувствовать себя уверенней.

Взрослым людям арт-терапия дает более полное понимание себя и своих чувств. Многие занимаются творчеством в детстве, но бросают делать это с возрастом. А еще перестают быть открытыми и запрещают себе эмоции. Это плохо сказывается как на психологическом, так и на физическом здоровье — арт-терапия обращается к «эмоциональному мозгу» человека и раскрывает все его преимущества для человека.

Людям, которые столкнулись с тяжелой болезнью, арт-терапия помогает принять случившееся и проходить через лечение. Она показывает, как не копить в себе переживания, продолжать радоваться и жизни, и предотвращает глубокую депрессию.

Чего ожидать от сеанса

Сеанс арт-терапии начинается так же, как в любом другом направлении: с запроса. Вы обсудите с терапевтом проблемы и цели. В ходе творческого процесса терапевт может спрашивать, что вы чувствуете, или направлять вашу деятельность. По завершении работы вы будете интерпретировать результат творчества, обсуждая, какие мысли и воспоминания возникали в процессе.

Эффект может ощущаться уже после первого сеанса, а может — только через некоторое время. Это зависит от индивидуальных особенностей клиента и сложности запроса.

На сеансе арт-терапии царит атмосфера безопасности и принятия. Терапевт не будет критиковать или оценивать вас. Он будет только направлять и помогать — чтобы вместе найти ответы и прийти к цели.

Свойства и польза арт-терапии. Применение. Возможности

Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь арт-терапия

Если Вы ответили “Да” хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит арт-терапия

Арт-терапия (лат. ars – искусство, греч. therapeia – лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение.

В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.

Виды арт-терапии

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Был разработан и комплексный метод – арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.

Применение арт-терапии. Польза арт-терапии. Свойства арт-терапии

Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.

Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений. Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

История арт-терапии

Данный термин появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Он работал в специальных госпиталях с туберкулезными больными как арт-педагог.

Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.

Нужно сказать, что искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии.

Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому и примитивному искусству. Люди стали ценить спонтанное выражение эмоций, которое не сдерживалось рамками условности.

В России в последние годы наблюдается быстрое развитие психотерапии. При этом происходит активное изучение её новых форм и моделей. Большой интерес к арт-терапии начали проявлять не только специалисты, но и сами пациенты.

Однако до сих пор не все знают, что представляет собой арт-терапия. Это связано с недостаточным количеством информации. Развитием этой профессии у нас занимаются врачи-психиатры и психотерапевты.

Возможности арт-терапии

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.

Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арт-терапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.

Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: