Почему болит голова у ребенка: бежать ко врачу или можно помочь дома

Почему может болеть голова у ребенка?

Здоровый ребенок редко жалуется на головную боль. Обычно установить симптом можно только после 5 лет, когда малыш адекватно оценивает свое состояние и способен описать неприятные ощущения. Но наиболее часто такие жалобы высказывают подростки.

Цефалгия (медицинский термин головной боли) может возникать по множеству причин и возникать как на фоне заболеваний, так и в виде самостоятельного недуга. Важно не игнорировать жалобы ребенка, своевременно диагностируя проблемы со здоровьем.

Причины появления головных болей у ребенка

Все факторы можно разделить на несколько групп:

  • инфекционные и воспалительные процессы;
  • сосудистые заболевания;
  • травмы головы;
  • невралгические нарушения;
  • абузусные (медикаментозные);

Эти причины характерны для проявления вторичной цефалгии, когда основа возникновения симптома лежит в поражении воспалительными агентами или при сосудистых нарушениях. У ребенка часто болит голова под воздействием внешних факторов – жара, недостаток кислорода, слишком громкий звук.

В случае если симптом является единственным проявлением недомогания, то у детей выделяют всего 3 основных причины:

  1. мигрень;
  2. головная боль напряжения (стрессовая);
  3. пучковые или кластерные (неврологические).

Такие боли возникают на фоне полного здоровья, часто бывают интенсивными и длительными.

Мигрень

Заболевание характеризуется внезапными приступами, при которых цефалгия наблюдается в одной части головы, сопровождаясь светобоязнью, гиперакузией (сочетание звукобоязни и гиперчувствительности) и рвотой (тошнотой). Боли усиливаются в вертикальном положении или во время физической нагрузки. Такой приступ продолжается от 4 часов до нескольких дней.

Обычно мигрень провоцируют стрессы, повышенные эмоциональные и физические нагрузки, употребление больших количеств какао, шоколада, яиц, голодание, изменение погоды.

Боль напряжения

Возникает недуг после длительного нервного перевозбуждения, стресса. Основной характеристикой этого типа является сдавливающая боль, которая опоясывает голову как шлем. У ребенка болит голова, лоб, может присутствовать тошнота, снижается внимательность и ухудшается успеваемость в школе.

Такое состояние связано с перенапряжением мышц головы из-за стресса, и как следствие сдавливание сосудов. Обычно приступ такого вида цефалгии продолжается от 20 минут до нескольких часов.

Кластерные боли

Этот тип связан с раздражением тройничного нерва, характеризуется «точечной» острой, невыносимой болью. Обычно у ребенка болит голова в висках или в области глаза. Может сопровождаться сопутствующими симптомами:

  • повышение потливости;
  • слезотечение;
  • опущение века или западение глаза;
  • насморк.

Что делать если у ребенка болит голова

В первую очередь нужно разобраться с сопутствующими симптомами – температура, тошнота, заложенность носа. Постарайтесь успокоить ребенка, дайте теплое питье, уложите в кровать. Старайтесь затемнить комнату и обеспечить тишину.

Важно: не давайте ни каких лекарств без назначения врача!

Если у ребенка болит голова в области лба, то это может быть связано с гриппом или ОРВИ. В этом случае рекомендуется померить температуру, и, при необходимости дать жаропонижающее.

При появлении частых жалоб стоит обязательно обратиться к врачу. Цефалгия может скрывать в себе достаточно серьезные инфекционные, воспалительные или сосудистые заболевания, лечением и диагностикой которых должен заниматься педиатр или невропатолог.

Почему болит голова у ребенка: бежать ко врачу или можно помочь дома

Головная боль у детей наиболее распространенное явление, которое занимает среди детских заболеваний второе место после болей в животе. Если у ребенка грудного возраста болит голова, то он проявляет это плачем, раздражением, нарушением сна, рвотой и постоянным срыгиванием. Малыш в возрасте полутора лет уже может показать, где у него болит, “хитрить” в этом возрасте дети еще не умеют.

Головная боль у детей до 3-х летнего возраста должен стать поводом для серьезного беспокойства родителей, так как оно говорит о неполадках в организме ребенка. Понять, с чем связана жалоба на головную боль у ребенка, посещающего детский сад или школу, родителям бывает иногда довольно трудно. Часто ребенок, не раз наблюдавший поведение взрослых членов семьи при головных болях, заявляет утром о том, что у него болит голова, только из-за нежелания идти в детский сад или в школу.

Если видимых причин болезненного состояния у ребенка нет, то в этом случае головная боль – это просто детский каприз. Вызывать врача или оставлять ребенка дома в этом случае не следует. Однако нельзя считать, что у детей не может просто болеть голова. Постоянные жалобы на головную боль – повод для обращения за консультацией к врачу, обследования ребенка и установки точного диагноза. Притворяться ребенок может в первый раз, но не получив желанного результата, больше жаловаться беспричинно на головную боль он не станет.

К сожалению, представления родителей, что детский организм сам по себе молодой и должен быть здоровым, на сегодняшний день устарели. По медицинской статистике, головной болью сегодня страдают 5% детей дошкольного возраста, 15% детей начальных классов и 80% школьников, старше 10 лет. Отмечается два пика увеличения частоты головных болей у детей: первый – когда ребенок начинает посещать школу и второй – когда наступает период полового созревания. Наиболее частая причина головных болей у детей постоянные нервные напряжения и стрессы.

В основе таких состояний лежат болезненное сокращение мышц мягких тканей головы или шейно-затылочной части ребенка. Головные боли напряжения у детей чаще всего возникают из-за эмоциональных стрессов во время подготовки к контрольной работе, перед экзаменами, при конфликтных отношениях в школе или дома. При головной боли напряжения ребенок ощущает сильные головные боли, будто его голова зажата обручем. Характер боли сжимающая и сдавливающая, редко может быть пульсирующей. Длительность такой боли обычно не превышает двух часов. Если же ребенок испытывает постоянное психологическое давление в школе, то боли могут возникать ежедневно. В этом случае родителям надо принять меры по устранению стрессовых ситуаций в школе, а не купировать головную боль таблетками.

Читайте также:
7 поз детского сна: что говорят психологи

Тупая головная боль у детей возникает при затруднении локального кровоснабжения мозга, она чаще всего характеризуется болью в затылочной части головы. Причины возникновения ее понятны – недостаток физической активности, длительное нахождение в сидячей неудобной позе, физическое и умственное перенапряжение. Этот вид головной боли хорошо снимают регулярные физические упражнения на свежем воздухе. Надо следить за тем, чтобы ребенок не засиживался долго за компьютером или телевизором, соблюдал режим дня. Зимой в отопительный сезон позаботьтесь о вентиляции комнаты, где ребенок делает уроки.

Не увлекайтесь ароматическими средствами для улучшения воздуха в детской комнате. Центральное отопление, сильные ароматы и прием лекарственных средств могут провоцировать головные боли у детей. Тупая длительная головная боль, которая сопровождается рвотой, головокружением, тошнотой, потемнением в глазах и появлением черных мурашек перед глазами свидетельствует о затруднении оттока крови по венам из черепа, вследствие чего кровеносные сосуды мозга переполняются кровью. В случае ухудшения венозного оттока врач чаще всего ставит диагноз внутричерепное давление.

Головные боли при внутричерепном давлении могут быть настолько сильными, что ребенок не может вставать с постели и пропускает занятия. Как правило, внутричерепное давление является следствием родовых травм, перенесенных болезней, чаще всего менингита, вывиха шейных позвонков и раннего закрытия родничка. Боли при внутричерепном давлении сильно усиливаются от яркого цвета, громких звуков и перемены погоды. При таких симптомах головной боли обязательно ребенка покажите неврологу и окулисту, так как диагноз внутричерепное давление ставится по состоянию глазного дна. В случае несвоевременного лечения болезни ребенок постепенно начинает отставать в учебе, становится вялым и безынициативным.

Тяжелые головные боли, сочетающиеся с высокой температурой и обмороками, могут быть причиной менингита, опухоля мозга и эпилепсии. Эти симптомы требуют немедленной госпитализации ребенка. Причиной головных болей у детей могут быть инфекционные заболевания и проблемы со зрением. Если не обращать внимания на затяжной насморк ребенка и не лечить его, неправильно подобрать ему очки, то со временем все это может стать причиной головных болей.

Гайморит, грипп, ангина, ларингит и другие инфекционные заболевания сопровождаются не только повышением температуры тела ребенка, но и сильными болями в области головы и шеи. При таких формах заболеваний только врач может назначить правильное терапевтическое лечение, самолечение в данных случаях недопустима. Самостоятельное лечение головной боли возможна в том случае, если у ребенка заболела голова после занятий в школе и головные боли не носят хронический характер.

От головной боли ребенку не следует давать те лекарства, которые помогают вам или вашим родственникам. Анальгин и аспирин детям противопоказаны, лучше для облегчения головной боли дайте ребенку препараты на основе парацетамола или ибупрофена. Желательно прием лекарственных препаратов ребенком свести до минимума, давать бесконтрольно таблетки от головной боли детям не следует.

Сначала попробуйте предложить ребенку попить тонизирующее напитки на основе элеутерококка, лимонника и мяты. Ограничьте употребление высококалорийных и вредных для здоровья продуктов. Например, колбасы, сосисок, шоколада, ароматизированных напитков. Во время головной боли полезно употребление в пищу продуктов богатых калием: творога, кефира и йогурта.

– Вернуться в оглавление раздела “Неврология.”

Головные боли у школьников. Советы невролога

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Читайте также:
Можно ли брать детей на кладбище?

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» – они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Головная боль у ребёнка

Головная боль у ребенка — это не редкость. Подобные симптомы могут проявляться у пациентов любого возраста, в том числе у новорожденных. Основная задача родителей — вовремя распознать первые признаки и обратиться за медицинской помощью, поскольку болезненность может возникать по разным причинам. Врачи Клинического института мозга проведут полное обследование и назначат максимально эффективную схему терапии, с учетом всех особенностей детского организма. Попытки подобрать лечение самостоятельно могут приводить к опасным последствиям, поэтому здоровье ребенка стоит доверить профильным специалистам.

Как распознать головную боль у ребенка?

Диагностика головной боли у ребенка младшего возраста и у новорожденных проводится профильным специалистом. В домашних условиях определить ее сложно, поскольку дети еще не могут точно описать, что их беспокоит. Существуют косвенные признаки, которые позволят родителям понять, что у ребенка болит голова, но они практически не отличаются от боли любой другой локализации. К ним относятся:

  • беспокойство, нарушения сна, частый плач;
  • отказ от еды, потеря в весе;
  • некоторые дети постоянно дотрагиваются руками к голове, могут тянуть себя за волосы и вырывать их, что сопровождается повышенной возбудимостью.
Читайте также:
Расстройство кишечника у беременных женщин

Дети дошкольного и младшего школьного возраста уже могут пожаловаться на головную боль и указать, в каком участке ощущается дискомфорт. У пациентов данной возрастной категории хронические боли возникают не более, чем в 3—8% случаев, а у подростков этот показатель может достигать 50 и даже 80%.

Причины головной боли у детей

Головная боль может проявляться в любом возрасте. Острая или хроническая, она может возникать в определенном участке либо распространяться на всю поверхность головы. Ее точная локализация, а также время возникновения и условия, при которых она обостряется, имеют важное диагностическое значение. Один из первых критериев — расположение головной боли, в зависимости от этого можно предварительно предполагать, что стало ее причиной.

  1. Боли в затылочной части головы часто возникают из-за напряжения в течение дня. Также их причиной могут становиться патологии в области шейного отдела позвоночника и различные нарушения осанки.
  2. Дискомфорт в височной доле — часто указывает на вегетативные нарушения. Еще одна причина болей в висках — заболевания сосудистой системы.
  3. Боль в области лба — одно из проявлений гипертонии. Также она диагностируется при повышенном внутричерепном или внутриглазном давлении.
  4. Односторонняя боль, которая полностью охватывает половину головы — признак мигрени. Она острая и возникает внезапно, вне зависимости от времени суток и других факторов.

Врачи Клинического Института Мозга специализируются на диагностике и лечении детей любого возраста, в том числе новорожденных, у которых наблюдаются признаки головной боли. Методики подбираются индивидуально, с учетом особенностей каждого пациента.

Головная боль у новорожденного

Головные боли могут быть причиной родовой травмы или нарушениями развития плода непосредственно перед родами. Они возникают при недостаточном поступлении кислорода в головной мозг новорожденного, из-за чего наблюдается повреждение отдельных клеток и крупных нервных структур. Даже если развитие плода происходит нормально в течение всей беременности, во время родов и в первые несколько месяцев жизни могут наблюдаться следующие нарушения:

  • обвитие пуповиной — частое осложнение;
  • инфекционные заболевания матери, перенесенные во время беременности;
  • травмы и смещения позвонков в шейном отделе;
  • врожденные заболевания сердечно-сосудистой системы.

Одна из опасных причин головной боли у новорожденных — это гидроцефалия, или водянка головного мозга. Болезнь представляет собой нарушение циркуляции ликвора (спинномозговой жидкости) и приводит к повышению внутричерепного давления, а также постоянному сдавливанию тканей центральной нервной системы.

Бытовые причины

Голова может болеть и у здорового ребенка. Постоянная усталость, высокие нагрузки в школе и на дополнительных занятиях, стрессы и неправильный образ жизни — это частые причины хронической головной боли. Несмотря на то, что головной мозг ребенка способен усваивать и обрабатывать огромное количество информации, процесс обучения должен проходить в комфортном темпе. Для того, чтоб исключить наиболее простые факторы, которые могут вызывать головную боль, следует придерживаться основных правил:

  • поддерживать режим сна, предоставлять ребенку свободное время для игр;
  • проводить время на свежем воздухе;
  • обеспечить регулярное здоровое питание с необходимым запасом витаминов, в том числе в холодное время года;
  • минимизировать времяпровождение за монитором.

Головная боль напряжения — одна из наиболее распространенных ее разновидностей. Она возникает не только у взрослых, но и у детей в любом возрасте. Наиболее часто подвержены первоклассники (во время адаптации к новому графику), а также подростки 13—15 лет. Ее причинами становятся нервное напряжение, а также длительное пребывание в малоподвижном положении. Сидячий образ жизни и недостаток физических нагрузок также могут спровоцировать постоянный дискомфорт.

Нарушения показателей давления

Хроническая, давящая боль, которая часто возникает в передней части головы, часто свидетельствует о нарушении различных видов давления. Эти показатели отражают сопротивление всех видов жидкостей, которые присутствуют в организме человека, в том числе крови, спинномозгового ликвора, водянистой влаги глаз. Если их баланс нарушается, это приводит к постоянному дискомфорту и сдавливанию окружающих тканей.

При выявлении признаков головной боли проводится обследование с определением следующих показателей:

  • артериальное давление;
  • внутричерепное давление;
  • внутриглазное давление.

Гипертония — повышение артериального давления. Если показатели изменяются незначительно, это редко приводит к острой головной боли и другим клиническим проявлениям. Однако, от 13 до 15% случаев болей в области головы являются следствием гипертонического криза, который может возникать в том числе у детей. Постоянное наполнение артерий кровью приводит к нарушению механизмов регуляции мозгового кровообращения. У пациента развивается гиперемия (усиленное кровенаполнение) головного мозга, в результате чего возникают головная боль, тошнота, ухудшение остроты зрения и даже потери сознания. Приступы обычно завершаются в течение суток, но они опасны сдавливанием нервных тканей и снижением поступления к ним кислорода.

Повышенное внутричерепное давление диагностируется у большей части населения, в том числе у детей любого возраста. Этот показатель представлен сопротивлением нескольких веществ: крови мозговых артерий, ликвора желудочков и собственно тканей головного мозга. Измерить его в домашних условиях невозможно, а точные данные получают только при строгой необходимости, с помощью инвазивной процедуры определения скорости тока спинномозговой жидкости. Стоит понимать, что незначительные колебания внутричерепного давления не представляют опасности.

Глазная гипертензия у детей может быть следствием врожденных или приобретенных заболеваний зрительного аппарата, а также травм или неправильного подбора очков и линз. Боль возникает непосредственно в глазах, а затем распространяется по ходу тройничного нерва, на височную и лобную области. Также проявляются другие симптомы: слезотечение, снижение остроты зрения, которые особенно заметны при ярком освещении. При подозрении на глазную гипертензию у ребенка следует обратиться к офтальмологу.

Читайте также:
Гимнастика для новорожденных: нужна или нет

Мигрени у детей

Мигрень — это острая головная боль, которая особенно часто возникает у подростков. Установить ее причины сложно, а лечение заключается в своевременном использовании системных анальгетиков. Она возникает в форме приступа и может усиливаться в любое время суток. Определить ее можно по основным признакам:

  • резкая головная боль, чаще односторонняя, но может распространяться на всю голову или на отдельные участки;
  • длительность приступа от 5—30 минут до нескольких часов;
  • головокружение, побледнение кожи;
  • в некоторых случаях — тошнота и слезотечение.

Приступы мигрени сложно отличить от других проявлений головной боли. Если они возникают часто и длятся более 60 минут, следует обратиться за медицинской помощью. Мигрень может начинаться в подростковом возрасте и часто прекращается со временем. Единственный способ борьбы с ухудшением самочувствия во время приступов — это прием обезболивающих препаратов. Выбрать подходящее средство, максимально эффективное и одновременно безопасное для ребенка, сможет только врач.

Сосудистые патологии

Заболевания сердца и сосудов у детей младшего возраста часто имеют врожденный характер. У подростков они уже могут быть связаны с неправильным образом жизни и питания, дефицитом физическом активности и избыточным весом. При диагностике головной боли в Клиническом институте мозга обязательно проводятся исследования дл исключения следующих патологий:

  • пороки сердца, различные виды аритмии, сердечная недостаточность;
  • аномалии развития сосудов, которые участвуют в кровообращении в головном мозге;
  • ишемия (недостаточное кровоснабжение) головного мозга;
  • аневризмы и другие нарушения строения сосудов;
  • мозговые кровоизлияния.

В нашей клинике есть все условия для полноценной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы, в том числе у новорожденных и детей младшего дошкольного возраста. Следует понимать, что таким пациентам показан ряд ограничений в повседневной жизни, которые позволят болезням не прогрессировать, поэтому их важно обнаружить на ранней стадии.

Психогенные головные боли у ребенка

Психогенные головные боли чаще встречаются у детей старше 8—10 лет, но могут возникать и в более раннем возрасте. Они связаны с эмоциональным напряжением, конфликтной обстановкой в семье либо коллективе, психологическим давлением и любыми другими стрессовыми ситуациями, часто в сочетании с недостаточной физической активностью. Дети жалуются на давящую головную боль и дискомфорт, в некоторых случаях — тошноту или нарушения зрения. Приступы могут продолжаться от нескольких часов до нескольких дней, выделяют также хроническую психогенную головную боль. Они менее интенсивные, чем мигрень, но могут продолжаться сутками. Наблюдается четкая взаимосвязь между головной болью и обострением стрессовой ситуации, которая ее провоцирует.

Заболевания позвоночника

Шейный отдел позвоночника — подвижная и одновременно уязвимая структура. Здесь проходят артерии, которые несут в головной мозг кровь, насыщенную кислородом и питательными веществами. Они частично защищены костными фрагментами позвонков, и ток крови возможен только при условии сохранения их целостности и правильного расположения. При нарушении одного из этих условий сосуды сдавливаются, и ток крови замедляется, что приводит к острой или хронической ишемии. Боль, которая возникает в затылочной части и может распространяться на всю поверхность головы, может быть спровоцирована одним из следующих изменений:

  • остеохондроз — истончение и снижение эластичности межпозвоночных дисков (болезнь связывают с пожилым возрастом, но на практике она диагностируется в том числе у детей и подростков);
  • искривление шейного отдела позвоночника;
  • протрузии межпозвоночных дисков — нарушение их расположения, начальная стадия грыжи;
  • нарушения осанки, длительное нахождение в неестественном положении без движения;
  • воспаление или спазмы мышц шейного отдела.

Диагностика шейного отдела позвоночника входит в обязательную схему обследования при головной боли. Также в Клиническом институте мозга есть возможность проанализировать уровень кровообращения в сосудах, которые проходят на этом уровне.

Другие причины

Важно определить причину головной боли у ребенка, поскольку от этого будет зависеть назначенная схема лечения. В домашних условиях сделать это невозможно, но врачи нашей клиники всегда готовы провести полную информативную консультацию для родителей. Болезненные ощущения не всегда являются показателем серьезных нарушений и периодически возникают и у здоровых детей. Их причинами могут становиться:

  • неправильный подбор очков или линз;
  • недостаточное освещение во время чтения или выполнения домашних заданий;
  • несоблюдение рекомендуемого расстояния от глаз до книги либо монитора;
  • нарушения сна;
  • вегетативная дисфункция — синдром, который может проявляться во время интенсивного роста ребенка.

Постоянные головные боли также могут указывать и на опасные проблемы, которые требуют немедленного лечения. Опухоли и гематомы в тканях головного мозга, повреждение сосудов, травмы либо инфекционные заболевания (менингит) — эти состояния диагностируются редко, но также учитываются во время обследования.

Методы диагностики и лечения

Диагностика головных болей у ребенка в Клиническом институте мозга — это современное оборудование и команда профильных специалистов. При появлении первых симптомов стоит обратиться к педиатру, а далее может понадобиться консультация офтальмолога, невролога, хирурга, отоларинголога. Для постановки точного диагноза проводится ряд обследований:

  • ультразвуковая диагностика сосудов головного мозга;
  • рентгенография шейного отдела позвоночника;
  • МРТ головы — один из наиболее информативных методов;
  • электроэнцефалография — оценка работы различных нервных структур.

Лечение подбирается индивидуально. В большинстве случаев головная боль проходит с возрастом, но у некоторых пациентов она сохраняется в течение всей жизни. В домашних условиях следует предоставить ребенку полноценный отдых и необходимый уровень физической активности, минимизировать провождение времени за монитором, обеспечить полноценное питание. Медикаментозное лечение включает прием анальгетиков (обезболивающих препаратов), спазмолитиков, витаминов и средств для коррекции мозгового кровообращения. В нашей клинике можно получить более подробные рекомендации по лечению головной боли у детей разного возраста, в зависимости от результатов обследования.

Читайте также:
Пошаговый мастер-класс по пошиву костюма зайчика для мальчика своими руками

Головная боль у детей: как помочь и как наблюдать?

Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?

Алексей Игоревич Крапивкин – детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.

С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?

Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.

Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.

Отчего начинает болеть голова?

В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:

Несовершенство вегетативной системы организма,

Начинающееся респираторное заболевание (продром),

Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;

Зубная боль, которая провоцирует боль головную;

Последствия травмы головы;

Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.

Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.

Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?

Боль в затылке. Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя . Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.

Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.

Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.

Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.

Болит половина головы. Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте. Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ. Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.

Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными

Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.

Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?

Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.

Как часто может болеть голова у здорового ребенка?

Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли. Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма. Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.

Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.

Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.

К какому врачу обратиться, если болит голова?

К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).

Читайте также:
Научный метод зачатия девочки по календарю овуляции

К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.

К неврологу, который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.

К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.

Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?

УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.

Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.

МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.

Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?

При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер – нужно подумать о медикаментозном лечении.

Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме. Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.

Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.

Если у ребенка болит голова – он утомлен?

Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает. Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку. Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.

Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт. Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи. Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.

Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством.

Голова болит! Когда вести ребёнка к неврологу

Считается, что голова может болеть только у взрослых. Это ведь у них полным-полно забот и хлопот. На самом деле от такой проблемы ­часто страдают и дети. Как им помочь?

Наш эксперт – врач-невролог, член правления Международного общества по изучению головной боли, руководитель клиники по лечению головной боли кандидат медицинских наук Кирилл Скоробогатых.

Головная боль у детей – частая причина обращения к педиатру во всех странах мира. Причём многие из ребят сталкиваются с ней уже в 7-летнем возрасте.

Недетские нагрузки

Голова может болеть и у совсем маленьких детей. Другое дело, что выявить такой симптом у них сложнее, ведь малышам труднее описать, что именно они чувствуют. В то же время лишь немногие виды головной боли проявляют себя при инструментальных методах исследования, поэтому обычно неврологи основываются в постановке диагноза на жалобах пациента. Например, если в описании фигурируют интенсивная головная боль, чувствительность к свету и звукам, тошнота, то с вероятностью около 90% можно утверждать, что это мигрень. Но дети 3–4 лет просто не в состоянии выразить словами такие сложные ощущения.

К тому же к 6–7 годам у детей помимо хорошо сформированной речи возникают ещё и кардинальные изменения в жизни, связанные с началом учёбы в школе. Меняются привычное расписание и окружение, растёт умственная нагрузка – такой стресс часто вызывает головную боль.

Болезнь или симптом?

Международная классификация головной боли сегодня включает в себя около 300 видов. Их можно разделить на две большие группы: первичная и вторичная головная боль.

Вторичная головная боль – это не самостоятельное заболевание, а лишь симптом, который может сопровождать другие патологии. Например, гайморит (из-за скопления гноя часто болит в районе лба). Причины вторичной головной боли могут быть серьёзными, среди них – инфекции, травмы, даже опухоли. Но, как правило, в этих случаях имеются и другие симптомы – повышенная температура, нарушения слуха, координации, зрения, заторможенность. Чтобы унять такую боль, нужно лечить основное заболевание у профильного врача.

Читайте также:
Способы повышения детского иммунитета

Но вторичная головная боль – редкая вещь, в 9 из 10 случаев пациенты приходят к врачам с первичной голов­ной болью (ПГБ). А это уже самостоятельные неврологические заболевания, которые возникают из-за неправильной работы головного мозга.

«Давай дневник!»

Если боль не возникла внезапно, не сопровождается лихорадкой и пато­логическими симптомами, которые невролог проверит молоточком, тогда для диагностики будет достаточно только жалоб маленького пациента или его родителей.

Правда, иногда врачи направляют ребёнка на лишние исследования: УЗИ сосудов шеи, ЭЭГ, рентген ­шейного отдела – но для диагностики первичной головной боли это совершенно не нужно.

Единственное, без чего трудно обойтись при диагностике, – это дневник головной боли, где ребёнок или его родители ведут заметки о приступах и о том, что их спровоцировало. ­Если вести дневник хотя бы 3–4 недели, это наверняка поможет врачу поставить диагноз ­намного точнее.

Гены и гормоны

Самые частые виды первичной головной боли у детей – это мигрень и головная боль напряжения. О боли напряжения известно меньше, чем о мигрени, но среди её факторов риска обычно называют стресс и ­напряжение мышц шеи и головы – например, из-за неправильной позы за компьютером.

А вот причины мигрени хорошо изучены. Во время приступа та зона мозга, которая отвечает за проведение сигналов боли, активируется без какого-либо внешнего воздействия. Склонность мозга к такому механизму, как правило, генетически обусловлена. По женской линии это заболевание передаётся примерно в 70% случаев, по муж­ской – в 40–50%. Есть связь и с гормональными изменениями. Изначально мальчики и девочки страдают от мигрени одинаково – в 7% случаев, но с переходным возрастом девочки становятся подвержены мигрени в 3 раза чаще.

Мигрень у взрослых и детей проявляется по-разному. Чтобы невролог мог поставить такой диагноз взрослому, нужно, чтобы больной жаловался хотя бы на 2 из 4 пунктов, описывающих приступ. Боль при мигрени пульсирующая, односторонняя, очень сильная (усиливается при ходьбе или наклонах); а также обязательно должна быть тошнота или повышенная чувствительность к свету и звукам. Сам приступ обычно длится от 4 до 72 часов.

У детей же приступы существенно короче: от получаса до 2 часов. ­Ребёнок внезапно бледнеет, становится вялым, жалуется на головную боль, хочет спать. Но после сна может снова бегать и играть как ни в чём не бывало. Дискомфорт от света или звука встречается у детей реже, чем тошнота и рвота. И болит при мигрени у них не одна часть головы, а, как правило, обе стороны.

«На тебе таблеточку»

От головной боли детям назначают парацетамол и ибупрофен (рассчитывая дозировку по килограммам веса). Но ни в коем случае не ­аспирин – у некоторых детей он провоцирует опасные побочные эффекты.

Лучше принять лекарство как можно скорее, чтобы боль ушла и не вернулась на следующий день. Поэтому если ребёнок страдает мигренью, пусть носит лекарства в школу (или родители передадут их учителю, медсестре). Купировать приступ мигрени можно и без таблеток, если использовать специальный аппарат, который стимулирует волокна тройничного нерва в области лба. Этот метод практически не имеет побочных эффектов и не вызывает привыкания. А вот медикаменты вызывают: так, ибупрофен нельзя использовать чаще 15 дней в месяц. Это может привести к дополнительной головной боли – абузусной. Для комбинированных препаратов вроде цитрамона и пенталгина этот срок ещё короче – 10 дней в месяц. При частых приступах мигрени врач назначит специальное профилактическое лечение.

«Мы ждём перемен!»

Но на первом месте среди триггеров любого вида первичной головной боли у детей – эмоциональный стресс: высокая нагрузка, конфликты дома или в школе, тревога, беспокойство. Для мигрени также важны нарушения сна: как недосып, так и долгий сон в выходные; а ещё – длительное голодание, низкая физическая активность и недостаток воды.

Часто бывает так: летом головная боль у ребёнка уходит, а в сентябре возвращается. Поэтому первое, что нев­рологи назначают детям, – это не медикаменты, а изменение образа жизни. Родители должны позаботиться о том, чтобы дети регулярно питались, вовремя ложились спать, достаточно отдыхали, не пере­гружались, не нервничали. Нужно помочь ребёнку избежать стресса в школе и дома или хотя бы выявить его причину, возможно, обратиться к психологу. Если образ жизни не изменить, то мигрень учащается и становится хронической.

Головные боли напряжения у детей

Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.: – Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.

Профессор Петрухин А.С.: – Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует. Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока. И надо сказать, что раздел головные боли – это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание – это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями. Здесь мы сейчас этот раздел берем – только чистые головные боли.

Читайте также:
Базальная температура при беременности - вопросы и ответы

Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль – это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов. Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование». Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.

И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой. Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят. Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может. Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.

И головная боль (определение) – это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.

Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение. И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени – это макушка, при нижней доле легких – это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.

Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% – это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание. Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии. Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.

И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% – это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения – почти 80%.

Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный. Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает. Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд. И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.

Читайте также:
Ребенок часто просыпается по ночам

Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний. Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати. Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов. А при головных болях напряжения – это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.

Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения – это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин. А вот у детей – девочки чаще страдают – это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая. Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль. Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание. Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.

И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни. В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца. И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.

Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы – это больше нужно подумать об опухоли. Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии. Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.

И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами. Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита. Рвоты могут быть у детей.

Мигрень – я уже говорил – это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.

Мигрень – распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет – 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.

Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли. Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка. Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах. Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.

Читайте также:
Застой молока у кормящей мамы – как избавиться от застоя, если пить лекарства нельзя

Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.

Вот в последнее время появились такие работы – и их уже достаточно большое количество – о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний – это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать. И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде. Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема. Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.

Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки. Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет. При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия – это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.

При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит. И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты. А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский. Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен – его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом. Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.

Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.

Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка. Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен. Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли. Исключение семейных психотравмирующих факторов – первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии. Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: