Переходный возраст у подростков

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Проблемы переходного возраста у мальчиков и девочек, социальные отношения и поведение

Переходный этап между детством и взрослостью порой нелегко дается как ребенку, так и родителям. Начинается он с 12-14 лет и заканчивается в 15-17 лет. Некогда спокойные мальчики и девочки могут полностью измениться в поведении, стать неуправляемыми, делать все назло. Что движет ими? Психология подростка детально объясняет, какие проблемы возникают в таком возрасте, и как сделать так, чтобы у ребенка этот период прошел максимально спокойно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.

Что такое психология подростка

Термин можно трактовать с двух точек зрения. В первой формулировке речь идет о науке, которая изучает особенности поведения мальчиков и девочек 12-17 лет. Вторая формулировка подразумевает непосредственно суть этого учения – возрастную особенность поведения, психических процессов. Это явление, которое может возникнуть у каждого растущего человечка, но оно необязательно. Родителям следует запастись терпением, создать для себя и ребенка ряд железных правил и не думать, что чадо останется таким неуправляемым на всю жизнь.

Возрастные особенности подростков 13-14 лет

Со стартом этого периода (у кого-то раньше, у кого-то позже) в организме происходят существенные физические изменения: начинается половое созревание. Перестройка в теле многих пугает, доставляет неудобства, иногда может стать причиной насмешек со стороны ровесников (например, при недостатках в фигуре, появлении прыщей, непроизвольной эрекции). Это откладывает свой отпечаток на незрелой психике. Современные подростки ощущают взрослую любовь, начинают проявлять сексуальную активность.

Физическое созревание влияет на нервную деятельность. У мальчиков и девочек 13-14 лет особая психология: процессы возбуждения преобладают над торможением. Это влечет за собой ухудшение реакции, временные трудности в формировании условных рефлексов. У подростков наблюдается очень эмоциональное общение, психическая неуравновешенность из-за переживаний. Сильно развито воображение: ребенок переживает одни и те же чувства, пока не изживет свои внутренние терзания.

Подростковые проблемы

Когда ребенок входит в возраст 12-15 лет, психология меняется. Основные проблемы, которые доставляют неудобства окружающим (но не самому подростку):

  1. Одержимость гаджетами. Электронные устройства заменяют реальный мир, влияют на саморазвитие, не оставляют времени на помощь по дому, учебу.
  2. Враждебность к родителям. Мальчики и девочки начинают хамить, вести себя неуважительно, игнорировать правила.
  3. Ложь. За ней стоит боязнь быть осужденным, отруганным или наказанным, ведь подросток нередко нарушает установленные правила.
  4. Поздние приходы домой. Ребенок испытывает пределы, намеренно нарушает временные границы.
  5. Дружба с плохой компанией. Ребенок думает, что те ребята крутые, поэтому он жаждет стать таким же.
  6. Употребление алкоголя, наркотиков, курение. Трудный подросток стремится возвыситься над другими, испытать новые ощущения.

Психологические проблемы подростков

Основные трудности связаны с противоречиями в потребностях мальчика или девочки. Психология подросткового возраста говорит о том, что возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Ребенок ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он рьяно отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет.

Почти все проблемы современных подростков вытекают из конфликта, описанного выше. Тинейджер хочет самоутверждения. Если что-то идет не так, как он желал, возникают депрессии, замкнутости, ребенок становится скрытным или всячески протестует против общественности. Вопросы пола подогревают это состояние. Подростковая гиперсексуальность приводит к активной мастурбации, которая сопровождается чувством вины, ранним половыми связями и всеми последствиями, связанными с ними. Девственность тоже может стать причиной волнения.

Подростковая психология мальчиков

Процесс превращения мальчика в парня, а затем и в мужчину сложный. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) проблема не так чувствуется, но затем становится ощутимей. Насколько она будет глобальной, зависит от семейных взаимоотношений: участия матери и отца (особенно отца!) в воспитании ребенка. Мальчик все больше внимания обращает на девочек, случается первая любовь. Если она неразделенная, у подростка может возникнуть подмена в ориентации – стремление к партнеру своего пола.

Психология выделяет несколько тревожных и волнующих состояний подростка:

  • беспокойство по поводу мнения окружающих, своей внешности;
  • неуверенность в своих силах;
  • юношеский максимализм: самонадеянность, категоричность в суждениях;
  • полярность психики: сочетание замкнутости и общительности, цинизма и мечтательности, наглости и стеснительности;
  • стремление получить максимум информации по интересующему вопросу.

Подростковая психология девочек

Поведенческие особенности практически одинаковые у обоих полов, но переходный возраст у девочек наступает раньше. Подростка легко рассмешить или заставить плакать, похвала или критика воспринимается очень близко к сердцу. У девочек происходит формирование самосознания. Потребность в психологической близости, взаимопонимании у них сильнее, чем у мальчиков. Нередко подростки влюбляются в красавцев из телевизора, взрослых мужчин. У девочек формируются идеалы и авторитеты, они стремятся подражать им.

Кризис идентичности

Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности», который тесно связан с кризисом смысла жизни. В подростковом периоде происходит личностное самоопределение. Перед юным человеком стоит непростая задача, являющаяся этапом взросления: ему необходимо понять свою роль как члена общества и собственные уникальные особенности, интересы. Подросток обретает социальный статус, проходит адаптацию во взрослом окружении, приобретает новый способ мышления.

Парень или девушка находятся в процессе становления своего «Я» с точки зрения реализации взглядов на жизнь. У идентичности есть две характеристики:

  • положительная: кем подросток должен стать;
  • отрицательная: кем не должен стать.

Социальные взаимоотношения

При описании этого аспекта психология выделяет две разных модели взаимоотношений: со взрослыми и ровесниками. Последние формируют устойчивые социальные группы, в которые новичку попасть сложно. Такие объединения являются для подростков эталонными и субъективно значимыми, их требования и нормы парень или девушка принимает и разделяет. Общение выходит на новый уровень, и это не только развлекательные совместные игры, но и общий труд, разговоры на жизненно важные темы.

Если подросток становится изгоем, или сверстники объявляют ему бойкот, это приводит к формированию низкой самооценки, комплексов, ощущению одиночества, неполноценности и даже суицидальным мыслям (в особо тяжелых случаях). Каждое детское переживание, связанное с ровесниками, очень глубокое и значимое. Все подростки имеют повышенную чувствительность к групповому мнению, и если ему не соответствуют, то возникают страхи.

Читайте также:
Как стать другой девушкой

Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи. Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения. Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.

Поведение подростка в 14 лет

В этот период меняется когнитивная сфера, что откладывает отпечаток на поведение. Психология подростков говорит о возникновении фантомного чувства взрослости, самостоятельности. Молодой человек хочет всячески показать, что он уже взрослый, но, по сути, он остается ребенком. Старшие подростки делают контакты с семьей более слабыми, обособляют свое «Я». Впервые появляются серьезные мысли о будущей профессии. Фантомная взрослость как бы наделяет юных ребят полномочиями к запрещенным и нежелательным действиям: курению, употреблению алкоголя, половым связям.

Как разговаривать с подростком

Родителям в переходный возраст ребенка не менее сложно. Неосторожные слова, необдуманные действия могут причинить вред неокрепшей психике. Несколько правил общения с подростком:

  • Не допускайте критики внешности. Даже если не все идеально, совместными силами вы исправите изъяны.
  • Будьте внимательны к ребенку. Спрашивайте, как дела. Если вам не нравится поведение, не осуждайте это откровенно. Окольными путями или на своем примере можно предложить тот вариант развития событий, который вам приемлем.
  • Будьте искренне заинтересованы успехами чада, «глобальными» проблемами со сверстниками.
  • Делитесь своими планами, выслушивайте советы, даже если они кажутся нелепыми. Цените выбор ребенка.
  • Займитесь половым воспитанием. Не бойтесь неадекватного восприятия информации – дети уже готовы к новым открытиям.
  • Хвалите ребенка, будьте на равных, не обижайтесь на перепады настроения и говорите с ним, а если он этого не желает, находите нужный момент для беседы.

Чем увлечь подростка

Тинейджеры – самые увлекающиеся люди. Они занимаются всем и понемногу. Родителям важно обнаружить потенциал ребенка и дать ему раскрыться. Желательно это делать в более раннем возрасте – 5-6 лет. Самые интересные занятия для подростков:

  • Физическая культура: баскетбол, волейбол, футбол. Юноши с удовольствием играют в эти игры и выплескивают свою энергию.
  • Собирательные увлечения, коллекционирование. Складывайте марки, фото кумиров, календари, яркие игрушки.
  • Конструирование, создание предметов своими руками. Юные ребята любят делать модели, собирать из конструктора сложные фигуры, экспериментировать с папье-маше.
  • Походы в молодежные организации. Есть специальные объединения, где подростки собираются и общаются по интересам под присмотром психологов, проходят тренинги. В Москве это школа практической психологии «Эмпатия», центр образовательной помощи «ПсиЛайнер».
  • Преображения во внешности. Подберите мальчику классный гардероб, сводите девочку на маникюр, мастер-классы по макияжу, уходу за кожей. Сделайте модную стрижку.

Как пережить переходный возраст у трудного подростка: советы психолога

ПЕРИОД БУРИ И НАТИСКА

— Татьяна Романовна, какие изменения происходят с ребенком в переходном возрасте?

— Переходный возраст — трудное время и для детей, и для их родителей. Настроение и поведение подростка часто меняются, он то возбужден, то апатичен, то открыт, то замкнут. Подросток пытается освоиться в бурном мире отношений за пределами семьи. Ему необходимо чувствовать, что родители его поддерживают. Если же нет принятия и чувства безопасности, то результатом может стать агрессия, обращенная на самого себя или вовне.

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата (от лат. Pubertas — половая зрелость). Сложное время. Происходит переход ребенка к взрослому во всех сферах: физической, физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).

— Могут ли родители заметить, что с ребенком происходит что-то неладное?

— В этом возрасте дети редко откровенничают с родителями. Так что даже если что-то происходит с ребенком, взрослые видят привычную уже картину: их сын или дочь в плохом настроении, закрывается в своей комнате, на расспросы отвечает: «Все нормально, отстань». Здесь важно не упустить момент, если подросток из обычного взрослеющего превращается в «трудного».

В период формирования личности происходит коренная ломка поведения, прежних интересов, отношений. Изменения быстрые, бурные, скачкообразные. Это вызывает сильные переживания, которые подросток не может объяснить. Многое непонятно во взрослом мире. Как в него вписаться? Лев Толстой описал эти метания «пустынями отрочества», их суть — в огромной энергии, рвущейся наружу, чтобы заявить о себе.

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ?

— Многие родители переживают: «Мы неправильно воспитали ребенка, если сейчас он ведет себя таким образом! Мы — плохие родители!» Как им быть?

— Для ребенка родители — самые главные и важные люди. Личный пример мамы и папы больше всего остального влияет на детей. Не имея своего опыта и знаний, ребенок копирует взрослых. Ребенок видит, насколько родители внимательно и уважительно друг к другу относятся, как решают проблемы.

Вспомните себя в переходном возрасте, и будет легче понять сына или дочь. Совместный с родителями труд, досуг, увлечения помогают ребенку формировать ответственность, самостоятельность, внимательность. Взрослые должны показывать подростку, что его мнение имеет значение, что с ним считаются.

Отношения подростка с родителями перестраиваются. Тинейджеры часто критикуют образ жизни родителей, их установки, ценности. Общаться с ребенком становится все труднее, возникают конфликты. Подросток ориентируется на авторитетных для него взрослых, но далеко не всегда его идеал — это отец или мать.

— Как правильно реагировать, если родители застукали ребенка с сигаретой или узнали, что он употребляет наркотики?

— Первое правило: ведите себя достойно. Несмотря ни на что. Вы — взрослый человек и не имеете права на панику и истерику. Не надо кричать, демонстративно пить валокордин и хвататься за ремень. Для начала разберитесь в ситуации. Иногда бывают случаи, когда ребенка сверстники заставляют употреблять психоактивные вещества (ПАВ) — возможно, ему угрожали, били.

Очень важно сохранить доверие. Если будете истерить, ребенок просто замкнется в себе и оттолкнет вас. Найдите в себе силы и постарайтесь стать союзником, а не врагом.

Дальше: перестаньте винить во всем себя. Ваш ребенок уже достаточно взрослый человек и употребление запрещенных веществ — его выбор и ответственность. Он по собственной глупости и самонадеянности начал употреблять ПАВ, зная о вреде.

Читайте также:
Одиночество в старости: как не остаться на бобах

Ограничьте финансовую поддержку. Ребенок должен понимать, что ваши деньги —это не его деньги. Никогда не поддавайтесь на шантаж и манипуляции со стороны ребенка. Не занудствуйте. Бесконечные разговоры, обвинения, нравоучительные беседы абсолютно бесполезны, могут дать только обратный эффект. Любые, даже отрицательные разговоры о наркотиках вызывают воспоминания о них.

Не злоупотребляйте угрозами. Если вы что-то обещаете — делайте. Не угрожайте впустую. Ребенок прекрасно осознает, что многие угрозы вы не выполните, и пропускает их мимо ушей.

Разрешите ребенку прекратить употребление ПАВ самостоятельно. И если он решился, поддержите его и найдите квалифицированного специалиста.

— Как родителям справиться с переходным возрастом?

— Несколько важных советов, которые реально могут помочь:

  • Не балуйте ребенка.
  • Не бойтесь быть твердым.
  • Будьте последовательны.
  • Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить.
  • Не поддавайтесь на провокации.
  • Не обижайтесь, когда ребенок говорит, что ненавидит вас.
  • Не заставляйте ребенка чувствовать себя младше, чем он есть на самом деле.
  • Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей.
  • Не читайте нотации.
  • Не старайтесь строить из себя идеальных родителей, будьте самими собой и старайтесь стать лучше.
  • Самое главное — любите своего ребенка, несмотря ни на что. Будьте ему настоящим другом.

«МНОГО ЗАВИСИТ ОТ УСТАНОВОК В СЕМЬЕ»

— Как вы оцениваете вред для подростков от негатива в СМИ, соцсетях, фильмах, агрессивных компьютерных играх?

— Проводить прямую связь между каким-либо явлением культуры и поведением ребенка значит сильно упрощать дело. На ребенка влияет множество факторов: семья, школа, друзья и родители, случайные разговоры вокруг, его наблюдения. Разные люди на одну и ту же передачу по ТВ реагируют совершенно по-разному. Многое зависит от того, какие ценности он усвоил в раннем детстве — в первую очередь, от своих родителей.

— Стоит ли опасаться подростковых деструктивных групп в соцсетях?

— Современные дети живут в Сети. Формат виртуального общения многим привычнее, чем беседа с глазу на глаз. Проблема деструктивных групп в соцсетях вполне реальна. Такие сообщества популярны, потому что подростки ищут в них удовлетворение своих интересов. Все, от чего веет тайной, угрозой, привлекает подростков. Часто дети зависают в этих группах из-за недостатка внимания со стороны родителей.

Многие мамы и папы думают, что они работают, обеспечивают семью, а уделять время своему чаду — это необязательно. В итоге дети ищут способы развлечься в сети.

Родителям нужно отслеживать, что ищут их дети в интернете, какие сетевые сообщества посещают. Но главное — больше проводить времени с ребенком, организовывать совместный интересный ему досуг. Стараться понимать его, уметь слушать, искренне интересоваться его жизнью.

— Как родителям справиться с переходным возрастом? Чем тут могут помочь психологи?

— Подростковый период можно назвать вторым рождением личности, когда появляется склонность к самостоятельности, самоанализу, стремление к общению, самовоспитанию. Это положительные характеристики выхода из подросткового кризиса. Психологи социально-реабилитационного центра «Возрождение» оказывают подросткам психологическую, профилактическую, профориентационную и коррекционную помощь. Мы консультируем, как наладить отношения с семьей. Это большая работа по выработке терпимости, поиску точек соприкосновения, взаимопонимания с родителями, избавлению от чрезмерной опеки или, наоборот, попустительства, завышенных требований и ожиданий.

Переходный возраст: инструкция для родителей

Ваш ребёнок из послушного котёнка превратился в колючего ежа? Его настроение меняется быстрее курса валют? А любая мелочь может спровоцировать скандал и истерику? Спокойно! Это переходный возраст. Советы психолога «Домашней школы Фоксфорда» помогут вам пережить этот непростой период.

Особенности переходного возраста

Подросток от 12 до 16 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возможности этим опытом пользоваться.

Префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за когнитивный контроль и принятие решений, в это время только начинает развиваться. Подростки пока не способны нормально воспринимать критику. Не до конца сформированный мозг полагается на лимбическую систему, а это зона эмоций.

Подростки не в силах контролировать свои эмоциональные перепады. Эмоции всегда сильнее, чем того требует ситуация: не ошибка, а провал, не победа, а эйфория. Порой они специально ведут себя рискованно, чтобы получить сильные эмоции. Когда мир кажется серым и тусклым, его срочно необходимо заполнить новыми ощущениями.

Поступки подростка взрослому кажутся нелогичными. Но, скорее всего, он неглупый и не делает назло. Просто не соотносит значимость правильного решения с действиями и ресурсами, необходимыми для его достижения.

Однако не всегда пубертатный период ребёнка оборачивается для семьи проблемами.

Переходный возраст свойственен каждому человеку, но его бурное протекание заметно не каждому родителю.

Многое зависит от нервной системы ребёнка, а также от поведенческой и воспитательной стратегии мамы и папы. Гипер- или гипоопека создают взаимоотношения, при которых подростку трудно доверять взрослому.

Так как же сохранять контакт и тёплые отношения с подрастающим человеком, который остро нуждается в поддержке, но порой демонстративно от неё отказывается?

Совет 1. Наделите ребёнка обязанностями

От родителей часто можно услышать фразу: «У тебя сейчас только одна задача — хорошо учиться!». Однако требовать от подростка исключительно учебных достижений, ограждая от домашних дел, ошибочно.

Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях. Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.

Всё это укрепляет процесс саморегуляции, а значит и границы, самоощущение и самооценку подростка, которые так важны для успешной учёбы.

Совет 2. Установите правила и заранее обговорите санкции

Случайные наказания — плохой стимулятор. Кричать — непродуктивно. Физическое наказание воспринимается как насилие, игнорирование разрушает эмоциональный контакт, а крик запускает защитные механизмы и отключает сознание. Говорить жёсткую, неприятную информацию мягким тоном тоже нелогично — подросток запутается в сигналах.

Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения необходимо регламентировать, установите чёткие правила. Пусть подросток заранее знает, какие санкции последует за ту или иную провинность. Говорите тоном, которого требует ситуация: волнуясь, раздражаясь, радуясь. Не делайте параллельно других дел.

Читайте также:
Как стать руководителем: прокладываем дорогу в шефы
Разговор с подростком — это отдельное мероприятие.

Во время беседы смотрите на своего ребёнка и дайте ему возможность наблюдать за вашими эмоциями. Ждите ответа столько, сколько нужно, не торопитесь.

Установив правила для подростка, следуйте им и сами. А главное — будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций. Оговоренное наказание должно быть приведено в жизнь, иначе поступок повторится.

Совет 3. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки

В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является интимно-личностное общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы. На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки.

Большинство подростков с удовольствием учатся новому.

Правда, это не всегда связано со школой. Например, тинейджер может написать контрольную работу на «два», потому что в момент подготовки к ней вдруг отвлёкся на паперкрафт и клеил гигантскую лисью голову всю ночь. Всё потому, что не оценил значимость мероприятия и увлёкся другим процессом, который не дал ему сконцентрироваться.

Совет 4. Не читайте морали — разговаривайте по душам

Возрастные ограничения медиков неслучайны: ваш ребёнок — ещё действительно ребёнок, как бы логично ни рассуждал и как бы «не по годам» держался.

Вредные привычки и прочее рискованное поведение в переходном возрасте связано с потребностью быть причастным к сообществу, проявлять себя, испытывать новые сильные переживания.

Ошибочно думать, что подросток пробует сигареты или алкоголь ради эффекта от самих веществ. Он ищет возможности усмирить колебания своих эмоций и хочет убедиться, что все эти «взрослые штуки» ему не помогут.

Ребёнок, который уже, возможно, выше вас ростом, нуждается в заботе, внимании и поддержке не меньше, чем едва вставший на ноги малыш.

Не читайте подростку морали, тем более не стоит выливать на него свои переживания за его жизнь и здоровье. Постарайтесь спокойно рационально объяснять, каковы могут быть последствия тех действий, что он совершает.

Если подросток получает необходимую поддержку дома, чувствует себя уверенно, даже ошибаясь, и знает, что его поддержат в любых начинаниях, то он не испытывает необходимости искать альтернативное сообщество и проверять свои границы на улице. Гораздо ценнее для него открытая поддерживающая беседа с матерью или отцом, совместный просмотр фильма ужасов или поход в парк аттракционов за ясной, но контролируемой порцией адреналина.

Совет 5. Не сваливайте на ребёнка проблемы взрослых и не принижайте его собственные

Мальчики и девочки в переходном возрасте частот впервые испытывает влечение к противоположному полу, порой сильное и не осознанное. Взрослым же кажется это ерундой. «У тебя ещё миллион таких будет» — отмахиваются родители от первых влюблённостей своих детей.

Но для подростка это может быть реальной проблемой. Нельзя недооценивать важность происходящего, осуждать выбранный объект чувств и обесценивать сами чувства. Важно оставаться в контакте в этот период: слушать, делиться опытом, помогать опознавать чувства, проговаривать их.

Обратная сторона медали — перекладывание на подростка проблем взрослых. Ребёнок не должен вместе с вами переживать ваши проблемы на работе или быть в курсе того, из каких денег вы купили ему новые ботинки. Но не скрывайте от ребёнка развод, потерю близких, предстоящий переезд или смену материального достатка, свою усталость и слёзы.

Здесь трудно отыскать грань, но в этих отношениях вы взрослый, а значит только вы сможете помочь юному человеку сформироваться в высоко интеллектуальную и эмоционально здоровую личность, которая сможет своим интеллектом воспользоваться.

Если подростковый возраст проходит тяжело для вас и ребёнка, просите поддержку у специалистов. В Экстернате и Домашней школе Фоксфорда дети и родители получают бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения.

Переходный возраст сейчас начинается в 9-10 лет. Что еще надо знать родителям

Подростковый возраст сильно помолодел, он начинается у девочек уже в девять лет, а у мальчиков в 10-11. Рамки действительно очень сильно сместились за последние 15 лет, подростковый возраст наступает на два года раньше, чем мы ждем, чем нам привычно. Соответственно, родители оказываются в ситуации, когда они не готовы к тому, что ребенок перестает быть ребенком и психически, и физиологически. При том, что, конечно, остановить взросление абсолютно невозможно.

Если на проблему взаимоотношений родителей и подростков посмотреть не поверхностно, а чуть глубже, то может оказаться, что некоторые трудности связаны с уровнем особой родительской тревоги, которая может звучать как придирчивость, требовательность, излишнее внимание к ребенку. Очень часто родители не понимают, насколько сильно они находятся под влиянием этой неосознаваемой тревоги.

Что обычно тревожит родителей

– У подростка есть какая-то своя жизнь, которая недоступна родителям.

– Попадет под постороннее пагубное влияние.

– Не уделяет достаточного внимания учебе.

– Увлекается непонятной странной музыкой.

– Одевается не так, волосы не так стрижет, моется реже.

– Высказывает недовольство.

– Задерживается допоздна и не сообщает об этом заранее.

Все эти опасения попадают в классику родительских тревог. Конечно же, все родители очень боятся, что ребенок свяжется с плохой компанией и не сможет из нее выбраться, будет еще меньше бывать дома, и возможностей для нормального общения не останется.

А у ребенка в этом возрасте превалирует доминанта на обретение самостоятельности, своей собственной позиции и своего места в мире, при этом у него очень маленький опыт и ощущение обладания «волшебной палочкой».

За тревогой родителя, что ребенок попадет в плохую компанию, пойдет не той дорожкой, обычно стоит страх, и это настоящий страх, иногда очень сильный. И может выясниться, что при каждом столкновении с друзьями ребенка родитель вспоминает историю какого-то своего родственника, который попал в плохую историю, и все закончилось нехорошо.

Тревога от ощущения, что подросток абсолютно не слушается, он совершенно невменяемый, недоговороспособный, действует так, что родители начинают давить, а такой способ в подростковом возрасте не работает. Чем больше родитель давит, тем больше подросток сопротивляется, тем хуже он слышит.

Читайте также:
Психологические возможности старости, или как жить долго и счастливо

Часто родитель начинает давить именно под гнетом тревоги, не потому что он хочет давить, а потому что он чувствует, что теряет рычаги управления.

Он использует то, что у него под рукой, что «в сундуке» лежит самое верхнее – у нас у всех это лежит – авторитарную педагогику. Чем больше родители давят, тем больше ребенок дистанцируется, защищается, отстраняется, и диалог прекращается.

Тревога иногда такая сильная, что ее нельзя побороть. Скажем, это единственный ребенок или ребенок, со здоровьем и рождением которого были связаны разные проблемы. На основе моего опыта работы с этой темой – и лекционного, и дистанционного, и в консультировании – могу заверить, что возможно научиться слышать этот голос тревоги и останавливать действия, связанные с этим беспокойством. Уже одно это не то что уменьшит тревогу, но позволит фильтровать ее проявления и повлияет в лучшую сторону на отношения.

Подростки, в силу своего небольшого жизненного опыта, не воспринимают некоторые вещи, им абсолютно непрозрачна наша тревога. «Что со мной может быть?» – удивляются они. Это особенность подросткового возраста – до определенного периода у них у всех есть «волшебная палочка» – «все плохое случится не со мной, я обойду все преграды, я справлюсь со всеми сложностями и выйду сухим из воды».

Это действительно одно из сокровищ подросткового возраста. Но постепенно подростки, приобретая опыт, иногда очень тяжелый, не какой-то травматический, а личностно тяжелый, понимают, что «волшебная палочка», если и есть, то работает не всегда. И кроме «волшебной палочки» нужны осторожность, внимательность и даже работоспособность.

Разговаривайте про свою тревогу с подростком

Очень важно, если есть такая возможность, рассказывать ребенку о своей тревоге, потому что он сам ее не может считать. У кого-то из родителей есть тревога про дорогу, у кого-то про общение, у кого-то про замужество или про карьеру, у кого-то про внешность. И то, что попадает точно в тревогу родителей, вызывает очень бурный ответ. Подросток не понимает, почему мама начинает орать как потерпевшая, если он задержался на 20 минут или не прислал вовремя СМС.

Важно в мирное, нейтральное время, когда все хорошо, рассказывать подростку, почему вы так реагируете и что вас так цепляет. Подросток не может догадаться, что он на 20 минут задержался, а вы уже представили, как морги обзваниваете.

Подросток не может догадаться, что вы вчера прочитали очередную масс-медийную историю, а они все в последнее время очень яркие, и примерили ее на себя и на его жизнь.

Если вы ему в нейтральное время спокойно, без нотаций, на равных все расскажете, это будет ступенька к диалогу, шаг навстречу друг к другу.

Определите, что подпитывает тревогу

Иногда у родителя есть глубокие истории из детства, истории из семьи, которые запускают тревогу, опасения и предубеждения определенного типа. Если этот опыт серьезный, болезненный, нужно что-то делать, чтобы как-то его контейнировать (модное сейчас слово). Это может быть и исповедь в храме, и психотерапия, и рассказ друзьям, и ведение дневника. Это не происходит быстро, хотя уровень осознанности от таких действий растет.

Но есть вещи, которые кормят тревогу извне, которые к личной биографии никакого отношения не имеют, они цепляются в соцсетях, интернет-изданиях, по телевизору, еще где-то. Соответственно, с подпиткой чужими историями и чужими мнениями тревога раздувается как воздушный шар. Не стоит перекармливать тревогу внешними сообщениями, потому что каждый медийный повод дает рост тревожности, вплоть до нервных расстройств.

Очень важно, если есть склонность к тревожным реакциям и проецированию своих тревог на ребенка, объяснить ему, что сейчас ваша тревога подкормилась и стала большой. Иногда нужно попросить взять паузу: «Сейчас я буду бояться всего, временно возвращайся, например, в восемь». Или: «Сейчас я прочитала про очередной химикат, пожалуйста, временно, пока в голове эта новая информация не уляжется, мы не едим фастфуд».

Необходимо внимательное отношение к своей тревоге, сочувственное отношение к самому себе: «Да, я вот такой, я пытаюсь, но я тревожная мамаша, я тревожный отец. Учти эту мою слабость. Ты вон носки разбрасываешь, а я не могу перестать тревожиться».

Вспомните все, что можете, про свой подростковый период

У подростков часто случаются эксперименты с внешностью: они худеют, перекрашиваются, делают всякие татуировки, пирсинги. Это родителям очень сложно принять, понять. Но это классический поиск себя, и он связан с огромной неуверенностью в себе. Здесь хорошо вспоминать свой подростковый возраст – это гигантский ресурс, и все, что можно вспомнить про себя, надо вспомнить. Все, что можно вспомнить про других, тоже нужно вспомнить – может, вы себе ничего не красили, не подстригали и не отрезали от одежды, но наверняка у вас были друзья и родственники, которые этим занимались.

Потом, очень важно понимать, что если вы этот поиск себя будете останавливать и всячески тормозить, он просто задержится, и у подростка будет ощущение, что у него нет свободы, в частности свободы самовыражения.

Мне кажется, эксперименты с внешностью – это не самое плохое. Действительно, очень часто и мальчикам, и девочкам кажется, что они некрасивые. Вот они покрасят волосы в зеленый цвет и будут красивыми.

Но чтобы потом перекраситься в другой цвет, волосы нужно выбелить, отрастить и потом состричь, поэтому при следующей окраске ребенок обычно гораздо более аккуратный.

Конечно, тревогу у родителей вызывают постоянные татуировки, пирсинги, какие-то необратимые вещи. Но обычно у подростка на это просто нет денег. Пока он эти деньги каким-то образом зарабатывает или откладывает, или получает от родителей какие-то бонусы, проходит время, и обычно желание уже проходит.

Поиск себя, перебор масок, обликов, стилей – это необходимая атрибутика взросления. Подростки себе не нравятся, за этим стоит неуверенность в себе, тревога быть не принятым. Тут тревога подростка, что его не любят или он не крутой, накладывается на тревогу родителя, что сейчас он станет неформалом.

Читайте также:
Как изменить свою жизнь: ищем новую работу

Когда тревоги оправданы

Но могут быть и реальные тревоги – если у ребенка систематически, не один день и не два дня, повышенная слезливость; не ситуативные, а постоянные перепады настроения; нарушения сна; плохое настроение.

Сложно описать, что такое плохое настроение. На самом деле в каждой семье это понятно – как запах, как погода в доме, как тональность музыки. Если у подростка систематически снижено настроение – это фактор риска. При этом очень часто родители видят мрачного, депрессивного, унылого подростка, но вот он вышел и с друзьями тут же веселый, разговорчивый, абсолютно открытый, доброжелательный. Это значит, что это настроение, обращенное к родителям. Надо выяснить, если настроение везде плохое – если друзья замечают, что он какой-то не такой, и учителя замечают то же.

Если ребенок стал хуже учиться, если он не хочет ходить в школу, то часто родители начинают подыскивать ему другую школу. Но дергать ребенка со сменой коллектива, не поняв, в чем причина состояния, – это только закреплять проблему и уходить на второй, на третий круг нерешенных задач.

То есть если вы видите, что состояние у подростка серьезное, нужно понять, что там с триггером, в чем дело, из-за чего переживание. Это может быть несчастная любовь, конфликт с учителем, конфликт с одноклассником, могут быть какие-то внутренние переживания, связанные с ростом, с внешностью, с чем угодно еще. Не поняв, что это, нельзя его дергать с места.

Но если понятно, что стресс системный, то есть в школе травля, буллинг или какой-то глубокий конфликт с другом, предательство, и ребенка это сильно травмирует, то если он не против переходить в другое учебное заведение, то надо переходить. Мне кажется, все эти внешние скачки должны быть при условии исчерпанности внутренних ресурсов.

Подростковый кризис

Содержание статьи

  • Физиологические причины
  • Психология подросткового кризиса
  • Фазы подросткового кризиса
  • Проявления в подростковом возрасте
  • Особенности протекания у девочек и мальчиков
  • Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

  • скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;
  • головокружения, головные боли;
  • слабая концентрация, рассеянное внимание;
  • учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;
  • одышка;
  • обморочные состояния;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная возбудимость, расстройства сна.

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

Читайте также:
Танатофобия или навязчивый страх смерти

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

  • проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
  • принимает свою внешность со всеми изменениями;
  • меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
  • принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
  • развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

  1. Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
  2. Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
  3. Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

  • Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
  • Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

  • Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
  • Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
  • Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

  • Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
  • Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
  • Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
  • Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
  • Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
  • Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
  • Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

  • Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
  • Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
  • Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
  • Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.
Читайте также:
Что делать, если муж бьет жену: терпеть или бросать

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

  • Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.
  • Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
  • Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
  • Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

  • Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.
  • Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
  • Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.
  • Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
  • Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
  • Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах. Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Психологические особенности подросткового возраста

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Он охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет, а заканчивается по-разному: от 15 до 17-18 лет.

Выготский Л.С. предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, определяющие структуру направленности реакций. Например, особенности поведения подростков (падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте.

Эльконин Д.Б., называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности. Но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.

Следует отметить, что Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет, соответственно. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду. Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, Д.Б. Эльконин считает кризис 15 лет, а отделяющим юность от взрослости – кризис 17 лет.

Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Наравне с понятием «подростковый возраст» используется понятие «переходный возраст». В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и измерению себя и обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, потому что при обучении воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать.

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысл, а механическое запоминание. Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Подросток в силу взрослых особенностей способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Читайте также:
Как научиться общаться с людьми: семь секретов коммуникации

Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я». Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психо-социального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешне-социальное окружение. У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс: – реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.

Из вышесказанного следует, что подростковый период – время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка, в этот период, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания.

Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее – все это формируется именно в этом возрасте.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.

2. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. 219с.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология», Москва, 2000г.

4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4. 6с.

Психолог Ирина Млодик о пубертате: “Если вы сходите с ума от своего подростка — радуйтесь!”

Для кого пубертат проходит острее — для детей или для родителей? Как проявляется переходный возраст у мальчиков и девочек? Сколько он длится, когда начинается и когда заканчивается? К чему готовиться? Поговорили об этом с кандидатом психологических наук, известным автором книг по детской психологии, психологом и психотерапевтом в области детско-родительских отношений Ириной Млодик. В основе ее деятельности лежат практические исследования взаимодействия взрослого с ребенком.

— Что такое пубертат?

— Это подростковый кризис. Суть его в том, чтобы старое, отжившее ушло, а новое появилось. Если ваш ребенок входит в кризисный период со всеми вытекающими сложностями, вы можете по-родительски гордиться. Значит, вы все сделали правильно, ваш ребенок развивается как нужно. А вот если по каким-то причинам кризисного проведения не наблюдается, стоит забеспокоиться.

— Что родителям нужно знать о пубертате?

— Кризис — это не специально придуманное подростками мероприятие, цель которого свести родителей с ума. Это период, в котором должны уйти в прошлое детские модели поведения: зависимость, послушание и опора на взрослых. И хотя родителям бесконечно жаль терять над детьми власть и контроль, надо помнить — это совершенно необходимо для обретения независимости и взросления подростка. Пубертатный период у мальчиков — возраст, психология, отношения в социуме — в это время обостряются любые нюансы, на которым прежде ни ребенок, ни родители не придавали большого значения. Оно и неудивительно: в течение ближайших 2–3 лет ребенку предстоит выполнить несколько важных психологических задач.

— Каких?

Чтобы отделиться от родителей, подростку важно как бы сбросить все ценности, которые они ему транслировали, и начать формировать собственные. Сепарация невозможна без протеста, агрессии и отстаивания своего мнения. Отрыв редко происходит нежно, чаще он случается с неприятным для родителей посылом: «Я не буду, как вы!».

2. Поиск ответа на вопрос «Кто я как взрослый человек?».

Ваши дети знали, кто они как дети. Но им предстоит выйти во взрослый мир и найти там свое место. Ответить на этот вопрос можно через отражение, через впечатления других о себе. Родительское отражение не очень помогает выполнить эту задачу — мамы и папы по инерции продолжают отражать в своих детях детей. Поэтому подростки стремятся к общению в компаниях себе подобных или в соцсетях. Последние в этом смысле удобны — создаешь страничку, которая будет отражением тебя как личности, и сразу получаешь возможность обсуждения интересующих вопросов, отклики на них и комментарии.

Читайте также:
Как пройти собеседование: мастер - класс для соискателей

3. Поиск ответа на вопрос: «Кто они, другие люди?».

Подросткам предстоит понять, как строится взрослое общение. Взрослая дружба, любовь, знакомства, близкие отношения, расставания.

«Еще успеет, пусть доучится сначала», — думают некоторые родители. Но важно понимать, что «успеть» потом будет значительно сложнее. Одно дело переживать несчастную любовь в 13: ходить на первые свидания, быть неловкими, смущаться, пробовать, когда все вокруг такие же и мама рядом. И другое дело — начинать делать это в 25, когда многие сверстники уже заводят детей. В этом возрасте быть неловкими и начинать ходить на свидания значительно сложнее. И если родители не пускали подростка на свидания, заставляя учиться, безосновательно требовать от 25-летних дочери или сына: «Ну когда же ты создашь семью? Нам нужны внуки!». Откуда у человека появится внезапная способность строить близкие отношения, если он пропустил естественный, предложенный самой природой кризиса, период.

4. Поиск ответа на вопрос: «Кто я в рамках своего пола: что я за девушка — женщина, юноша — мужчина?».

Это возраст активного освоения сексуальности. И поэтому для девушек в этот период важно, как они выглядят, а для мальчиков — насколько они крутые. А как иначе? Ведь девушки думают, что любят красивых, а мальчики — что любят крутых. И эта психологическая задача тоже выполняется только в коллективе, в общении.

— Какие главные заблуждения о пубертате существуют?

1. Главное — это учеба, и еще надо «закрутить гайки» в ответ на возмутительное поведение.

Но ведь если посмотреть на вышеперечисленные задачи, то учебе у подростка вообще нет места, если только не рассматривать школу как место для общения. Но поскольку учиться все равно нужно, родителям и педагогам желательно смириться с тем, что дети «просядут» по учебе. Понятно, что мы, родители, все равно будем транслировать подросткам «учись», но при этом не стоит паниковать, если оценки вас не радуют. Помните, что у ребенка в пубертате совсем мало психических сил и мотивов, чтобы учиться. Хотя существуют коллективы, где отличная учеба может быть символом крутости.

2. Подростки — страшные циники и грубияны.

Это не так! Подростки очень уязвимы, в них нарождается взрослый, и сейчас они все воспринимают слишком остро, как люди без кожи. И их циничная позиция — лишь прикрытие, попытка сохраниться от ранений и критики, которые они с лихвой получают от взрослых.

3. Подростки очень безответственны.

Это не совсем так. Поскольку они находятся в переходе от детской позиции к взрослой, только учатся принимать решения, отвечать за них, контролировать себя. Трудно научиться, не начав пробовать, ошибаться и встречаться с последствиями своих ошибок. Никто не умеет все делать идеально с первого раза.

Что нельзя делать. родителям

— Что ни в коем случае нельзя делать родителям детей, которые вошли в пубертатный возраст?

— Родителям в этом кризисе очень сложно. Они теряют ребенка, к которому привыкли. И вместо него перед ними внезапно появляется другой человек: протестный, неудобный, отдаляющийся, качающий права, «тормозной», зависающий. Родителям хочется подавить протест и повернуть реки вспять, туда, где было полное подчинение и послушание. Но увы! В этом случае дети не выполнят своих психологических задач по отделению и взрослению. Поэтому родителям не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить. Вместо этого нужно много и подробно обсуждать и договариваться с детьми, и при этом быть готовыми к тому, что не все договоренности будут соблюдены — ведь ребенок только учится этому.

— Критиковать тоже не стоит, верно?

— Подростки — часто очень неприятные существа, и поэтому нередко становятся объектами активной критики взрослых. Но помните, что самооценка и личность ребенка активно формируется именно сейчас, в этот самый момент! И если он постоянно слышит: «Ты нас разочаровываешь!», «Ну что ты за человек!» — это будет не лучшей опорой в непростое для него время, когда он и так переполнен стыдом и тревогой. Этого делать не следует. В силу специфики подросткового возраста приоритетное значение имеет родительский самоконтроль. Контролируйте себя и хотя бы иногда положительно отражайте ребенка с верой в его благополучное будущее, с уважением к тому, что и как он делает. Не нужно врать, если пока нет особых заслуг, но нужно напрячься, чтобы видеть в нем что-то хорошее, достойное вашего признания. А это всегда есть, нужно только суметь это разглядеть! Иначе подросток пойдет туда, где его признают и уважают, и вовсе не факт, что вы будете знать, что за люди дают вашему ребенку то, что ему так необходимо, и почему он к ним так привязан.

Не лишайте ребенка общения, иначе он не только не выполнит психологические задачи кризиса, но и в сложный для него момент отчаяния может остаться в одиночестве. А в возрасте, когда риск суицидов высок, опасно оказаться в моменте, где некому пожаловаться и не с кем обсудить сложную ситуацию.

Пубертат: общие симптомы

— Как проявляется переходный возраст у мальчиков и девочек? Что с ними происходит?

— Изменения, о которых я скажу, общие — их можно отнести и к девочкам, и к мальчикам.

Они происходят в гормональной системе подростка, теле и психике. На все это требуются психические силы. Поэтому подростки больше устают, «тормозят», «зависают» с наушниками на диване. Примите это как данность — детям в пубертате нужно время, чтобы переваривать изменения, которые в них происходят.

Подростки протестны и агрессивны. Но если агрессия запретна, то проживаться она может через депрессивные состояния (что опаснее) или через пассивные формы агрессии: манипуляции, шантаж, саботаж.

Читайте также:
Как перестать бояться темноты и научиться засыпать спокойно

Подростки могут и хотят отдаляться от родителей, хотят закрыть дверь в свою комнату. У них появляется бОльшая интимность, нежелание делиться с мамой и папой всем подряд.

Девочки переживают из-за своей привлекательности, мальчики тревожатся на тему своей силы, успешности, лидерской позиции. При этом и те, и другие считают, что взрослые живут неправильно, а они знают, как правильно (мальчики знают чуть больше). Но при обилии идей, как правильно жить, у подростков мало возможностей для их реализации.

Пубертат у девочек

— И все-таки когда начинается переходный возраст у девочек? Может, например, он случиться в 11 лет? Каковы признаки переходного возраста у девочек?

— Родители часто спрашивают, что такое переходный возраст у девочек, когда он начинается у подростков и как долго длится. Вопросов так много, что понятно — взрослые в тревоге, и им нужен однозначный ответ. Но его нет. Есть рекомендации. Когда мы говорим про начало переходного возраста у девочек, то имеем в виду период с 11 лет. Девочке важно быть привлекательной и выбираемой мальчиками, как бы она ни утверждала обратное. В этом возрасте опасна любая критика ее тела и внешности, потому что она убеждена: «тело — это я». Тело не всегда можно изменить так, чтобы соответствовать каким-то бьюти-стандартам. В этот период важно помочь девочке найти свой стиль, свою внешнюю и не только внешнюю привлекательность.

— А как быть отцам рядом с расцветающей дочерью?

— Папам бывает непросто, да. Часто они пытаются справиться с взрослением и расцветом дочери тем, что:

хотят видеть в ней мальчика (так папам подсознательно ситуация кажется безопаснее);

отстраняются, чтобы не испытывать запретных инцестуозных переживаний;

сексуализируют отношения с дочерью.

Все три способа весьма травматичны. В идеале посыл от отца к дочери должен быть такой: «Я замечаю, какая ты красивая и расцветающая, но ты достанешься какому-нибудь молодому парню».

Маме нужно отслеживать, чтобы женская конкуренция или страхи перед сексуальностью дочери с ее стороны не мешали девочке искать свой сексуальный образ.

Пубертат у мальчиков

— А что такое переходный возраст у мальчиков, признаки какие у него? Во сколько переходный возраст у мальчиков начинается?

— У мальчиков гормональная буря выражается в том, что повышается тестостерон, проведение становится более агрессивным, протестным, бунтующим. Обычное дело, когда начинается переходный возраст у мальчиков в 12 лет. Или даже чуть раньше! И нередко переходный возраст у мальчиков в 14 лет проявляется особенно ярко и выразительно.

Наибольшее напряжение чаще всего возникает между папой и подростком. Отец требует выполнения правил, мальчик протестует, и формы его протеста и агрессии не всегда выражаются в приемлемой форме. Агрессию подавлять не стоит, она помогает отделяться и вполне естественна, а вот форму выражения можно корректировать. «Я понимаю, что ты злишься, но хамить нам нельзя», «я слышу, что ты против, но грубить не стоит».

С точки зрения сексуального развития, важно сказать подростку, что любой человек, и он, и девушка, имеют право в любой момент сказать «стоп», «я этого не хочу» и относиться к этому стоит с уважением. И, конечно, предоставить ему информацию о контрацепции.

Но самое сложное — конкуренция с отцом, который, как правило, уже чего-то добился, а его сын еще нет, ему только предстоит завоевать мир и самую лучшую женщину, и это порождает в отце смешанные чувства. С одной стороны, ему хочется поддержать сына, с другой стороны, многие отцы бессознательно боятся того, что выросшие дети превзойдут их, будут сильнее, успешнее, и начинают критиковать или самоутверждаться за их счет. Поддержка, признание и уважение отца закладывают в мальчике крепкое основание его хорошей самооценки.

Сколько длится подростковый возраст

— Сколько длится переходный возраст у мальчиков? Когда заканчивается? Переходный возраст у девочек имеет какие-то сроки?

— Я не назову конкретный день или месяц. Закончится ровно тогда, когда ребенок учится опираться на себя, но при этом готов принимать помощь родителей. Когда снижается протест и появляется взрослое сотрудничество, в том числе и со взрослыми. Подросток в этот период чувствует себя увереннее, больше знает, кто он такой, понимает свои ценности и «правила жизни», умеет дружить, находится в отношениях с противоположным полом, пусть временно и без сексуальной близости или с ней. Может выполнять взрослые задачи без родительского контроля или понукания. Он нацелен на будущее, которое видит не идеализированно, а более трезво. При этом подросток благодарен родителям и разговор с ним ощущается как «взрослый-взрослый». Для кого-то пубертат закончится чуть раньше, для кого-то чуть позже, но, как правило, например, переходный возраст у девочек, симптомы его, проходят к 16 годам.

— И отношение к подростку у родителей в этот момент начинает стремительно меняться?

— Да, мы, родители, начинаем больше доверять вашим детям. Все больше признаем, что они в чем-то разбираются больше нас. У нас снижается тревога, когда замечаем, что повзрослевший ребенок справляется так, как мы даже не подозревали. И у нас появляется все больше поводов грустить об ушедшем детстве дочери или сына. И гордиться тем прекрасным взрослым, который оформляется во вчерашнем подростке.

— Все-таки хотелось бы определенности, когда ждать выхода из кризиса?

— Если пубертат протекает активно и бурно, то на кризис уходит 2–3 года. Но если родители начинают подавлять ребенка, он может отложиться на более поздний возраст и протекать позднее с осложненными последствиями или затянуться на более долгий срок.

Поэтому парадокс: если вам, родителям, очень сложно, если вы сходите с ума от своего подростка — нужно радоваться. Радуйтесь! К нужному моменту, например, сдаче выпускных экзаменов, у вас в семье появится значительно более взрослый, чем прежде, ответственный и готовый к будущему человек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: